Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Джеймс Джекобсон Секреты психиатрии.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
7.21 Mб
Скачать

Глава 73. Проведение консультации онкологических больных

497

125 мг), по вобходимо L имипра-к каждого ■щуетубе-собходимо

'/МЛ.

пшх меди-ной затор-такие как

■ должны ■то: буп- ■ктжси- ю следует

■ метаста- кный по-

влываю-

ринимать ■ксетин). юсобным ■ дренажа крально-■гтривен-Wmk B/m Ш сверты-о-заобъ-Тша-

в ви-логи-

кпользу-■олобны сто обыч-i случаях, вторичен рессанты крез не-ПАмож-

ке иного кю. Они сзны для

щэепрес-

санты. Побочные эффекты включают бессонницу, эйфорию и лабильность настроения. При высоких дозах и длительном использовании могут возникать анорексия, кошмары, бес­сонница, эйфория или параноидные нарушения.

Лечение декстроамфетоамином или метилфенидатом начинают с небольших доз в 2,5 мг в 8.00 и в 12.00, повышают дозы на 2,5 мг по мере необходимости. Обычно если больные по­лучают эти препараты в течение 1—2 мес, то при отмене у 2/3 пациентов возможны явления абстиненции без усиления явлений депрессии. Пемолин, менее мощный психостимулятор, выпускается в виде жевательных таблеток, так что пациенты, испытывающие затруднения при глотании, могут усваивать препарат через слизистую оболочку рта. Пемолин следует с ос­торожностью использовать у больных с нарушением функции почек; также необходимо пе­риодически проверять функцию печени при длительном использовании препарата.

14. Насколько распространены тревожные расстройства среди онкологических больных?

У более 2/3 больных раком в структуре имеющихся психических нарушений преобладают реактивная депрессия или тревога (расстройство адаптации с депрессивным или тревожным настроением). Около 4-5% этих больных имели тревожные состояния в анамнезе. Эти рас­стройства могут серьезно беспокоить пациентов и снижать эффективность лечения. Раннее распознавание и лечение этих нарушений с последующим наблюдением необходимы для оп­тимизации помощи больному.

Реактивная тревога — усиленная форма нормальной реакции — наиболее распространен­ная форма тревоги у онкологических больных. Отличается от типичных страхов, связанных с раком, своей продолжительностью и интенсивностью, также увеличен уровень наблюдае­мых функциональных нарушений, что часто проявляется в несогласии с предлагаемым лече­нием. Страх, сопровождаемый симптомами тревоги, ожидаем и является нормальной реак­цией перед проведением болезненных и эмоционально напряженных манипуляций (аспира­ция костного мозга, химиотерапия, лучевая терапия, обработка ран), перед операцией и во время ожидания результатов теста.

Многие тревожные пациенты хорошо реагируют на слова ободрения, некоторым требует­ся более агрессивное лечение. Пациенты, если они находятся в состоянии крайнего страха, могут испытывать трудности в восприятии важной информации или неправильно себя ведут во время манипуляций; они часто нуждаются в проведении психотерапии, психофармакоте­рапии и/или поведенческого подхода для снижения интенсивности симптомов до уровня, который они сами уже могут контролировать.

15. Какие могут быть медицинские причины тревоги у онкологических больных?

Другая частая причина возникновения тревоги у онкологических больных — это сочета­ние ряда медицинских факторов: неконтролируемая боль, нарушения метаболизма, препара­ты, создающие явления абстиненции, и реже гормонопродуцирующие опухоли. Этот тип тревоги классифицируется как тревожные расстройства, имеющие медицинское происхож­дение.

Острое начало тревоги может быть связано с изменениями в метаболическом статусе или при ожидании катастрофического события. Внезапное возникновение тревоги сопровожда­ется болью в груди или респираторным дистрессом, заставляя думать о легочной эмболии. Больные, которые изначально были в гипоксии и тревоге, могут начать бояться задохнуться и умереть. Сепсис и расстройства восприятия также могут быть причиной тревоги.

Многие препараты могут стать причиной тревожного состояния у соматических больных. Кортикостероиды могут давать психомоторное возбуждение, депрессивные симптомы и суи­цидальную настроенность. Симптомы чаще возникают на высоких дозах или при быстром снижении доз кортикостероидов. Бронходилататоры и р-адренергические стимуляторы мо­гут вызывать тревогу, раздражительность и тремор.

Акатизия — моторное беспокойство, сопровождающееся субъективным ощущением дис­тресса и гиперактивности, — побочный эффект некоторых нейролептиков (например, про-хлорперазина, метоклопрамида), используемых для уменьшения тошноты и рвоты. Метокло-

прамид также может вызывать депрессию и суицидальную настроенность у некоторых боль­ных. Ондасетрон и гранисетрон менее опасны в этом отношении.

Абстинентный синдром после использования наркотиков, бензодиазепинов, барбитура­тов и алкоголя может приводить к тревоге, возбуждению, поведению, создающему проблемы для лечения онкологических больных. Абстинентный синдром после выписки из больницы чаще возникает у пациентов с раком зоны головы и шеи, так как они чаще остальных имеют в анамнезе злоупотребление алкоголем.

Вопросы, которые следует задать о симптомах тревоги

• Испытывали ли вы следующие симптомы, после того, как вам установили диагноз рака или после того, как началось лечение?

Нервозность, дрожь или пугливость. Боязливость, напряжение. Избегание определенных мест или деятельно­сти из-за страха. Сердцебиение. Перехватывает дыхание, когда нервничаете.

Спазмы в подложечной области. «Ком» в горле при волнении. Хождение взад-вперед при волнении. Боязнь закрыть глаза ночью из-за страха смерти во сне.

  • Если «Да», то когда появились эти симптомы (за несколько дней до лечения, во время процедур, ночью, не помните)?

  • Как долго эти симптомы продолжаются?