Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Джеймс Джекобсон Секреты психиатрии.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
7.21 Mб
Скачать

13. В каких случаях пациенты, переживающие горе, должны принимать психофармакологичес­ кие средства?

Когда тревога, связанная с горем, существует настолько долго, что существенным обра­зом нарушает когнитивные и другие жизненные функции, следует рассмотреть возможность назначения бензодиазепинов. Данные препараты также назначают пациентам, имеющим высокий риск развития/ухудшения большой депрессии или тревожного расстройства. Как правило, бензодиазепины назначают по необходимости на относительно короткие периоды.

При развитии сопутствующего нарушения сна кратковременное фармакологическое вме­шательство может быть как гуманным, так и полезным. Препараты включают: 1) снотвор­ные, 2) анксиолитики короткого действия, 3) низкие дозы седативных антидепрессантов (на­пример, 50 мг тразодона). Упорное и продолжительное расстройство сна с чертами ранней, средней или поздней бессонницей может указывать на начало большой депрессии, требую­щей более пристального наблюдения и, возможно, назначения стандартных доз антидепрес­сантов.

Депрессия часто недостаточно диагностируется и, даже при установленном диагнозе, ле­чится недостаточно. Исторически врачи неохотно занимались активным лечением депрес­сии утраты, ощущая, что лечению подобной депрессии препятствует нормальное горе и есте­ственные восстановительные возможности. Однако депрессия есть депрессия, невзирая на контекст, в котором она развивается или умеренность ее проявлений. Депрессия сопряжена со значительной заболеваемостью, как соматической, так и психологической. Лечить боль­шую депрессию стоит активно, даже когда она отмечается в контексте утраты!

14. Каким образом я могу рекомендовать пациентам оставить их утрату в прошлом или позади?

Вы не можете, и вам не следует пытаться. Смерть супруга, ребенка или родного брата/се­стры произошла навсегда и элементы горя у выживших тоже будут сохраняться на протяже­нии всей жизни. Здоровые люди находят множество способов справиться со своей утратой и горем. Одним из наиболее «человеческих» способов справиться с подобной утратой явля­ется смягчение горя путем сохранения любимого человека «живым».

Выжившие часто испытывают чувство, что их любимый человек остается с ними, смотрит за ними, защищает их. Нередки случаи, когда вдова ведет разговоры со своим умершим мужем или спрашивает его совета. Эти и подобные феномены отмечаются у здоровых людей, с нор­мальным восприятием реальности, сенсорное восприятие которых направлено в основном на сохранение их любимого человека «живым». С течением времени реальное чувство присут­ствия любимого человека переходит в эмоциональное ощущение его присутствия в их сердце. Качества умершего могут интегрироваться в личность выжившего. Дорогие сердцу вещи и воспоминания сохраняют умершего «живым» для тех людей, которые физически его утрати­ли. Важные эмоциональные узы не исчезают со смертью любимого человека, и врач должен научиться понимать значение данных связей, уважать и даже поощрять их. Для выживших жизнь будет продолжаться и для них более благоприятным будет выработка эмоционального, практически осуществимого способа для поддержания взаимоотношений с умершим.