Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Цивьян Ю.Г. - Историческая рецепция кино. Кинем...doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
8.89 Mб
Скачать

Глава 3. Акустика киносеанса

С другой стороны, резкое несовпадение музыкальной темы с происходящим на экране не означало, что аккомпанемент и действие воспринимались безотносительно друг к другу. Простейший случай — музыка «вступает в конфликт» с содержанием картины и придает экранному действию комический оттенок. Наблюдатели охотно коллекционировали подобные курьезы и делились ими с читателями журналов и газет. Приведем несколько наблюдений такого рода.

А. Аверченко («Сатирикон», 1908): «[бестолковый пианист] отжаривает веселый галоп в то время, когда на экране умирает от ножа убийцы дочь стрелочника, и играет похоронный марш при погоне толпы за мальчишкой, укравшим гуся» [4,

с. 5].

Е. Зозуля («Всемирная панорама», 1912): «Когда пожар,

крушение поезда или гибель аэроплана — милая веснущатая барышня меланхолически наигрывает кэк-уок ...» [158, с. 13].

К. Аргамаков («Сине-Фоно», 1914): «<. . .> в одном из провинциальных театров мне удалось увидеть сцены из «Евгения Онегина», и письмо Татьяны иллюстрировалось известным вальсом «На сопках Манчжурии»» [24, с. 24].

А. Ставроцкий («Кино», 4 дек. 1928 г.): «<,..> пошли похороны дорогого красного вождя, члена профсоюза рабиса, из одной трудовой семьи, на рояли запузыривают «яблочко»! <.. .> На картине экстренное заседание подпольного ЦК, а рояль накручивает «Красотки кабаре»!..» [353, с. 3].

Однако не все несовпадения были случайными. Цензурой запрещалось музыкальное сопровождение сеансов при показе «царской хроники», — это обстоятельство заставляет предположить, что некоторые таперы позволяли себе неосторожные опыты в иллюстрации картин этого жанра. Кроме того, зарождение чисто русской музыкальной тематики (в инструментальном отношении русскому стилю отвечало включение в киноаккомпанемент гармоно-баянного исполнительства, см. [256, с. 19]) открывало возможность свободного манипулирования музыкальными фрагментами с той или иной стилистической окраской, включая и предельное несоответствие между акустическим впечатлением и визуальным рядом. Об одном из таких аудиовизуальных курьезов 900-х годов рассказывал Л. Е. Остроумов: «Я помню, как восторгался русский зритель, увидев на экране карнавал в Ницце, мчащийся под звуки исконно русской плясовой песни «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке. <.», которую откалывал лихой тапер на расстроенном пианино» [283, л. 2], Этот пример позволяет убедиться, что публика 900-х годов дорожила всей гаммой возможностей музыкальной иллюстрации киносеанса, включая и несовпадение, и была не лишена вкуса к тапер-ским «бенефисам».

7 102326

98

Часть I Внетекстовые структуры

Фильм в отсутствие музыки

Совпадение и несовпадение — крайние точки в диапазоне взаимоотношений музыки и изображения. Между ними лежит обширная область взаимного нейтралитета обоих рядов. Об этом подчас забывают, когда сравнивают функцию музыки в звуковом и немом кинематографе, При всем музыкальном разнообразии звукового кино мы едва ли вправе сказать, что музыка здесь выступает в роли акустического норматива. Даже в тех случаях, когда, по формулировке Р. Якобсона, «музыка указывает в кино на отключение от акустической реальности» [467, с. 28], это отключение для звуковых фильмов не основная, маркированная позиция. В немаркированной позиции (в роли семиотической нормы) музыка выступала только в немом кино. Эта позиция во многом выводила аккомпанемент за пределы возможной эстетической оценки. Сам музыкант и ценитель, Л. Л. Сабанеев удивлялся некритичности музыкально подготовленных зрителей: «Центр внимания не в музыке, а в картине, и что это так, легко доказывается хотя бы тем простым фактом, что самая «убийственная» в художественном смысле музыкальная иллюстрация часто не заставляет сильно реагировать зрителя-музыканта, погруженного в рассматривание картины. Мне приходилось иногда отвлекаться от созерцания экрана и слушать музыку;1 что это такое бывало иногда!» [324, с. 12]. Фильм освобождает сопровождение от эстетической функции; если исключить случаи непроизвольных или намеренных контрастов и наложений (в большинстве своем аномальных), фильм делает сопровождение незаметным (можно сказать: выводит его на периферию восприятия); вместе с тем было бы неправомерно утверждать, будто музыка в немом кино нефункциональна.

Прежде чем коснуться частных функций музыкального сопровождения, остановимся на функции музыки как компонента киносеанса. Р. Якобсон, ссылаясь на наблюдения Б. Ба-лаша, П. Рамена и Ф. Мартена, назвал ее «нейтрализующей функцией» [467, с. 28], имея в виду, что музыка снимает вопрос об акустической субстанции как таковой. Ю. Тынянов был склонен считать музыку скорее субститутом звука, нежели инстанцией, его отменяющей: «она дает речи актеров последний элемент, которого ему не хватает, — звук <...> Музыка дает богатство и тонкость звука, неслыханные в человеческой речи, Она дает возможность довести речи героев до хлесткого, напряженного минимума» [390, с. 321—

Различие названных позиций в нюансе — Якобсон рассма-

99