Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Цивьян Ю.Г. - Историческая рецепция кино. Кинем...doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
8.89 Mб
Скачать

Глава 2. Рецепция как расшифровка

гой — центробежный, распространяющий смысл из центра по всему тексту28. Поиск смысла приобретает челночный характер, обусловленный включением то одного, то другого монтажного механизма.

Внешние связи текста

Само название фильма показательно с точки зрения двойственности кодирования смысла. Оборот «Человек с (. . . из ..., ... без ...)» — одно из популярнейших клише в списках названий художественных фильмов 20-х годов (см. [75]), а сочетание «с киноаппаратом» —> наиболее неожиданное его завершение, Вертов был весьма чувствителен к стилистическим сдвигам и постоянно использовал их в пародийных целях. В части VI фильма есть кадр, содержание которого сводится к аналогичному столкновению названий (кадр 3): камера панорамирует с рекламного плаката фильма «Зеленая Мануэлла» на вывеску «Кинотеатр Пролетарий» (илл. 167—-168). Весьма вероятно; что этот кадр отсылает к статье О. Брика «Противокиноядие»29, где речь идет о засилии коммерческого кино: на фасаде одного провинциального кино-театра, пишет Брик, он увидел плакат, говорящий о важности кино среди других искусств, «а под ним висела афиша, рекламирующая какую-то барахольную ленту заграничного производства под названием «Зеленая Мануэлла»» [77, с. 27]30.

Примечательно, что тема «кино в кино» не ограничивается обыгрыванием в фильме материала кинопленки, экрана, монтажного стола и кинокамеры, а обусловливает и особую роль киноафиш. Так, в полемическом плане выступает афиша

167—168, Критика репертуара. Панорамируя, кадр сталкивает название

кинотеатра с названием фильма*

25 102326

386

Часть Ш Текстуальный анализ

фильма Н. Охлопкова «Проданный аппетит» (ВУКФУ, 1928), а также несколько других плакатов, отсылающих зрителя того времени к текущему репертуару художественного кино, которому Вертов, вслед за сторонниками «литературы факта», отказывал в праве на существование. Киноафиша в фильме — знак «чужого кино», борьбе с которым отводится значительное монтажное пространство.

Замысел фильма предполагал начальную его часть посвятить описанию «кинофабрики, где человек с рупором и сценарием дирижирует жизнью бутафорской страны», затем показать, что «вовсе это не дворец, а один только фасад из раскрашенных досок и фанеры <..,> и вовсе не жизнь, а игра» [97, с. 166]. Хроникальный фильм Вертов противопоставляет художественной драме как убеждение одурманиванию, как воздействие на сознание зрителя фактами воздействию игрой на его подсознание31. С этим связано и характерное для фильма «обнажение приема»32, в свою очередь объясняющее движение смысла в первоначальном замысле — создание иллюзии, ее разоблачение, «уход в жизнь» с нескрываемой кинокамерой33. Однако при работе над фильмом Вертов отказался от первоначального решения в пользу менее декларативного. Пафосу разоблачения режиссер предпочел путь пародирования. Тем самым ему удалось избежать противоречия, таившегося в приведенной выше заявке: уход от литературно-театральных условностей художественного киноязыка выливался в литературно выстроенный сюжет-аллегорию. Пародическое же построение не только соответствовало природе искомого Вертовым киноязыка, но и позволяло ему строить некоторые эпизоды в литературно-повествовательном ключе, не нарушая ограничений, им же себе поставленных.

Пародийные вкрапления в фильм сосредоточены в основном в части I — там, где по замыслу должно было помещаться «посещение и разоблачение кинофабрики». Часть начинается с пролога: человек с киноаппаратом на плече входит в экран пустого кинозала, зал наполняется публикой, киномеханик, вынув катушку с фильмом из коробки (на коробке — карандашная надпись «Людина з аппаратом ч. I», различить которую можно, только остановив фильм на монтажном столе), заряжает ее в проектор, замер в готовности оркестр? в проекторе зажигается Вольтова дуга, пленка приходит в движение, дирижер взмахивает палочкой и на экране возникает цифра «1» (кадры 1—68).

После «единицы» развертывается собственно первая часть фильма, послужившая полем для немой полемики между художественным и хроникальным кино, причем поначалу — в чисто стилистическом ключе. Первый кадр после

\

387