Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Тенденции развития мироощущения воспитанников школы молодежных лидеров на рубеже веков

СошниковаА.В. (г. Курск)

Проблема лидерства, в том числе молодежного, является тра­диционным предметом исследования в отечественной психологии. Категория детей, способных вести за собою сверстников, несмотря на терминологические различия в названии-лидеры, вожаки, актив, организаторы, социально одаренные, - вызывала повышенный интерес педагогов и психологов, хотя, к сожалению, не постоянно, а в отдельные периоды жизни страны (В.Н. Бехтерев; Е.А. Аркин; А.С. Залужный; П.П. Блонский и др.).

Более плодотворное исследование проблемы стало воз­можным благодаря использованию идей системного подхода и применения экспериментального метода. В этой связи следует сослаться на работы А.С. Косарева, Л.И. Уманского, А.С. Крикунова, И.С. Полонского, А.Н. Лутошкина и др. Л.И. Уманский и его ученики изучали организаторские способности и их развитие у подростков и юношей с позиций системного подхода в рамках малых групп в условиях многоплановой совместной деятельности и общения в экспериментально созданных развивающих экспериментальных средах. В ходе многолетних экспериментальных исследований Л.И. Уманским выявлены и описаны психологические свойства личности, значимо отличающие школьников, успешно овладевших организаторской деятельностью и осуществляющие ее, от тех, кто не проявляет этой успешности, т.е. определены организаторские способности в собственном смысле слова.

Проблема лидерства сопряжена с актуализацией направлен­ности активности лидеров, их духовной сферы и мироощущения (А.С. ернышев, 2000; И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, 1996 и др.).

216

0-Я

В результате нашего исследования были получены следующие результаты. Как правило, лидеры - это социально одаренные дети, имеющиеопыт лидерства в своих школах, и дети с другими ярко выраженными способностями - художественными, спортивными, музыкальными, филологическими и тд.

К сожалению, можно отметить заметные и личностные раз­личия и принципы отбора воспитанников Комсорга 1960-1990 годов и воспитанников после этого периода. Воспитанники первых лет активно стремились к лидерству не только в настоящем, но и строили планы на будущее; мечтали о больших свершениях; сочетали героические устремления с романтикой. Воспитанники наших дней - тоже лучшая часть современной молодежи, однако «образ будущего пугает своей невзрачностью и неопределенностью» и сопряжен с широким полем проблем как личностного, так и со­циального плана; произошли изменения в структуре ценностных ориентации, созвучных с динамикой современных подростков и юношей России.

Миф о «Невинном ребенке»

Спирова Э.М. (г. Москва)

Во времена З.Фрейда все еще был распространен миф о не­винном ребенке, который ничего не знает о сексуальном влечении, к тому же не осознавалась важность переживаний ребенка и осо­бенно очень маленького ребенка для развития его характера и всей его судьбы. З.Фрейд изменил это представление. Он смог показать на многочисленных клинических примерах, как события раннего детства, особенно травмирующие события, формировали характер ребенка втакой степени, что, полагал З.Фрейд,за редкими исключе­ниями задолго до достижения зрелого возраста характер человека фиксировался и не претерпевал дальнейших изменений.

З.Фрейд показал, как много ребенок знает, как сильно чувству­ет, как иногда незначительные с точки зрения взрослого события глубоко влияют на развитие ребенка и последующее формирование невротических симптомов. Впервые к ребенку и к тому, что с ним происходило, стали относиться серьезно, поскольку казалось, был найден ключ ко всему последующему развитию в событиях раннего детства. Многочисленные клинические данные подтверждают справедливость и мудрость выводов 3. Фрейда, но, по мнению Фромма, они показываюттакже определенную ограниченность его теоретических положений.

Прежде всего, 3. Фрейд недооценил значение конститу­циональных, генетических факторов для формирования характера ребенка. Теоретически он отмечал, что и конституциональные факторы, и переживания одинаково важны для развития ребенка, но на практике он и большинство психоаналитиков не учитывали генетическую предрасположенность человека. В ортодоксальном фрейдизме только семья и переживания ребенка всемье важны для развития ребенка. Это зашло так далеко, что психоаналитики, как и родители, полагают, что невротический, или плохой, или несчастный ребенок имеет родителей, которые привели его в такое состояние, и наоборот, счастливый и здоровый ребенок имеет счастливое и

здоровое окружение. Фактически на родителей возлагают всю вину за нездоровое развитие ребенка, равно им приписываются все за­слуги за счастливо прожитое детство.

Все данные говорят о том, что это неверно. Вот показательный пример: психоаналитик видит невротического, несчастного человек, у которого было ужасное детство, и говорит: «Ясно, что переживания детств дали такой плачевный результат». Но если бы он только спросил себя, сколько он видел людей, вышедших из того же типа семьи и оказавшихся вполне счастливыми и здоровыми, у него бы появились сомнения относительно столь простой связи между переживаниями детства и психическим здоровьем или неблагопо­лучием человека.

Первый фактор, объясняющий причину этого теоретического разочарования, видимо, заключается в том, то психоаналитик иг­норирует различия в генетической предрасположенности. Э. Фромм приводит такой пример. У новорожденных младенцев можно на­блюдать разную степень агрессивности или робости. Если агрессив­ный ребенок имеетагрессивную мать, ее влияние не будет для него неблагоприятным, а, возможно, даже благотворным. Он научился противостоять ей и не бояться ее агрессивности. Если же такая мать будет у робкого ребенка, агрессивность матери будет пугать его, а он скорее вырастет запуганным, покорным человеком, а позднее, возможно, и невротиком.

Фактически Э. Фромм затрагивает старую и много раз обсуждавшуюся проблему «природы против воспитания» или генетической предрасположенности против окружающей обста­новки. Обсуждение этой проблемы еще далеко не завершено. На основании своего опыта Э. Фромм пришел к выводу, что генетическая предрасположенность играет гораздо большую роль в формировании конкретного человека, чем полагают большинство психоаналитиков. Э. Фромм считал, что одной из целей психоаналитика является воссоздание картины характер ребенка, когда он был рожден, чтобы исследовать, какие обна­руженные в пациенте черты характера являются частью его на­туры, а какие приобретены в силу важных обстоятельств; далее, какие из приобретенных качеств конфликтуют с генетическими и какие обретают их.

Мозговые механизмы развития подростковой агрессивности

СтепанянЛ.С, Степанян А.Ю., Григорян В.Г. (г. Ереван, Армения)

Исследованы нейрофизиологические корреляты развития под­ростковой агрессивности в условиях моделирования агрессогенной среды с учетом уровня их личностной агрессивности испытуемых.

Выборка состояла из 90 подростков обоего пола в возрасте 13-16 лет. Для выявления уровня агрессивности использовалась батарея валидных тестов. По результатам тестирования было вы­делено 2 группы испытуемых - «высокоагрессивные» (группа I) и «низкоагрессивные» (группа II). Испытуемым была предложена ком­пьютерная игра с элементами насилия и актами убийств (1 ч). Для диагностики уровня активности фронтальной, орбита-фронтальной,

217

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

височной и передне-нижне-височной областей обоих полушарий регистрировались зрительные вызванные потенциалы (ВП) до (ТО) и к концу (Т1) игры. Анализировались среднестатистические амплитудные показатели компонента Р70 ВП, как индикатора уровня активизированное™ корковых областей. По амплитудным характеристикам компонента определялся фокус максимальной амплитуды (ФМА) при ТО и Т1.

Показана локализация ФМА компонента Р70 ВП в левой височной (амплитуда составляет 3,4 мкВ, р<0,001) и передне-нижневисочной (3,3 мкВ, р<0,01) областях при ТО у испытуемых группы I, при Т1ФМА локализовался в орбитофронтальной области (5,1 мкВ, р<0,05); в правом полушарии у «высокоагрессивных» ис­пытуемых при ТО наблюдалась синхронизированная активность всех исследуемых областей, при Т1 доминировала орбитофронтальная область (6,5 мкВ,р<0,001).

Выявлено доминирование левой орбитофронтальной области (6,1 мкВ, р<0,01) при ТО у испытуемых группы II, при Т1 разница ам­плитуд компонента Р70 ВП исследуемых областей нивелировалась. В правом полушарии при ТО ФМА локализовался во фронтальной (4,8 мкВ, р<0,001) и орбитофронтальной (4,3 мкВ, р<0,001) обла­стях, а при Т1 - наблюдался только в орбитофронтальной области коры (4,3 мкВ,р<0,001).

Обнаружены разнонаправленные реципрокные изменения активности во фронтальных и височных областях коры в зависи­мости от исходного уровня личностной агрессивности: у «высо­коагрессивных» испытуемых под влиянием предложенной игры доминирующая роль в активности коры переходила от височных областей к фронтальным, в результате чего усиливалось влияние контролирующих эмоциональную сферу корковых областей. В от­личие от «высокоагрессивных», у «низкоагрессивных» испытуемых наблюдалась противоположная направленность динамических изменений активности в передних областях коры, что приводило к ослаблению контроля над эмоциональной сферой под влиянием агрессогенного фактора.

вье» по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам;«психологическоездоровье»характеризуетличность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями чело­веческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Одним из необходимых основных параметров для сохранения и развития рассматриваемого вида здоровья являются гармоничные, позитивные, комфортные условия воспитания и обучения. Наруше­ние взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями, а также течения обучения приводит к искажению процесса форми­рования психологического здоровья. Следовательно, личность, у которой выявлено психологическое нездоровье, подвергается психическому насилию.

Психическое насилие определяется как постоянное или пе­риодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его чело­веческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Подростковый возраст является кризисным этапом в форми­ровании личности: с одной стороны, у подростка еще не закончен процесс развития, он только осваивает социализацию, а, с другой стороны, человек в данном возрасте уже освоил большое количе­ство моделей социального взаимодействия, чтобы быть адекватным в среде, а также он способен анализировать собственные поступки, возрастает осознанность.

Личность в подростковом возрасте способна в процессе обуче­ния усвоить механизмы адекватного реагирования на психическое насилие. Овладение данными механизмами позволит не только в данной конкретной ситуации избежать (исключить) психическое на­силие надличностью и его последствия, но и создать условия внутри личности для формирования психологического здоровья.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]