Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Субъективные представления личности как регуляторы способов ее поведения в ситуации выбора

Улько Е.В. (г. Краснодар)

Определяя выбор как сложную и опосредованную множеством разноуровневых регуляторов деятельность, следует обратиться к исследованию связи способов поведения человека в различных ситуациях выбора с характером его субъективных представлений о данных ситуациях.

В основу выделения способов выбора была положена типология поведения человека в ситуации выбора Х.Минцберга. Он выделяет три основные типа - интуитивный, эмпирический и рациональный. Последний включает три подвида - рискованный, оптимальный и

Мифология жизни С.Н. Шпильрейн

Ульяницкий СП. (г. Ростов-на-Дону)

Природа аналитического мышления сродни работе поэта или ху­дожника, а инструментом психоаналитика является собственное бес­сознательное. Понимание бессознательного предполагает владение специальным, и, на первый взгляд, странным языком, с помощью которого только и возможно войти в этот удивительный мир. Здесь противоположности сходятся и антонимы превращаются в синонимы. Привычная для нас непрерывность течения времени нарушается, граница между фантазией и реальностью порой становится настолько зыбкой, что внутреннее превращается во внешнее и наоборот.

263

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

В этой работе осуществляется попытка на основании спонтан­но возникающих ассоциаций при чтении работ С.Н. Шпильрейн, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, их переписки и дневников С.Н. Шпильрейн, понять глубинный смысл той связи, которая возникла между ними и скрытый контекст их отношений.

Сабина Николаевна Шпильрейн родилась в Ростове-на-Дону в 1885 г. (25 октября) 7 ноября. Ее жизнь отмечена удивительной периодичностью:

1885-1904 гг. - детство; обучение в Екатерининской гимна­зии.

1904-1923 гг. - выезд в Швейцарию, лечение у доктора К.Г.Юнга; обучение в Цюрихе в Школе Медицины и получение докторской степени; знакомство с З.Фрейдом; вступление в Венское психоаналитическое общество; психоаналитическая практика в Европе.

1923-1942 гг. - возвращение в Россию, сначала в Москву, а затем в Ростов; гибель в 1942 г. (по свидетельству очевидцев) во время второй оккупации Ростова гитлеровскими войсками.

В этой строгой периодичности обнаруживается некая предо­пределенность судьбы С.Н. Шпильрейн, но здесь мистерия не закан­чивается; еще один 19-летний период после её смерти становится знаковым для самого значимого человека в её жизни - через 19 лет после неё в 1961 г. умирает К.Г. Юнг.

Карл Юнг также связан этим числом с Зигмундом Фрейдом, так как разница в возрасте между ними составляет 19 лет. В истории жизни самого 3. Фрейда это число играет важную роль. Каждому аналитику известен адрес Бергассе, 19, Вена. Интересна история того как 3. Фрейд, рассудительный и осторожный человек, всегда тщатель­но планировавший всё в своей жизни, выбрал этот дом. «Однажды, закончив приём, Фрейд вышел на прогулку. Насладившись садами, мимо которых он проходил, он обнаружил, что стоит перед домом с надписью «сдаётся». Неожиданно Фрейд ощутил притягательность этого дома. Он зашел в него, осмотрел комнаты, нашёл, что они со­ответствуют его требованиям, и тут же подписал контракт. Это был дом на Бергассе, 19» (Э. Фромм. Миссия Зигмунда Фрейда). Многие аналитики до сих пор остаются в недоумении, как Фрейд мог совер­шить такой импульсивный и безрассудный поступок, что столько лет привязывало его к этому мрачному и непрактичному дому, и почему до последнего момента он не хотел покидать его.

Во всем этом калейдоскопе мистики и реальности, сновиде­ний и фантазий открывается удивительная картина Евразийской мистерии. Ее главные герои семит и ариец, которые в контексте этой мистерии теряют свои личностные черты и на первый план выходит архитипическое. А молодая девушка, родившаяся в Азии, для которой Европа стала второй родиной, будучи необыкновенно сенситивным существом, стала медиатором этой мистерии, благо­даря которой мы и можем прочитать тончайшие письмена на скрижалях истории двух народов.

Актуальные проблемы медицинской социальной психологии

Урываев В.А. (г. Ярославль)

Парадокс современного положения дел состоит в том, что, с одной стороны, можно констатировать принципиально новый масштаб проблем, встающих перед здравоохранением, с другой стороны, мы можем констатировать «непредставленность» этих про­блем в работах социальных психологов (при выраженном интересе ученых ко всем другим сферам общества: социальная психология в образовании, преступность, бизнес, госслужба, политика и др.).

Вместе с тем, только перечисление актуальных для общества проблем, определяемых здравоохранением, делает ситуацию драматичной для оценки: фармацевтический бизнес и поведение человека в ситуации приема лекарств; взаимодействие человека, лекарств и СМИ, здесь же добросовестность рекламы оздоровитель­ных услуг; продолжительность жизни человека, «качество жизни» и отклоняющееся поведение в сфере здоровья; нервно-психическое здоровье и качество «рабочей силы», удовлетворяющее современ­ное производство, здесь же социальные стрессы как составляющие уровня психического благополучия; социальная психология инвалид­ности и паллиативная медицина; стигматизация обществом больных различными недугами; платные услуги врача и проблема «качества медицинских услуг», социально приемлемые и одобряемые стан­дарты работы врача; социальная мифология и реальные детерми­нанты формирования у человека «внутренней картины здоровья», «внутренней картины болезни» и «внутренней картины лечения; пересадка органов и оплата услуг специалистов, работающих в данном сегменте рынка; влияние на историческое сознание человека перспектив клонирования органов и подготовка к клонированию самого человека; эйтаназия; семья как условие здоровья и семья как патогенетический фактор развития заболевания; врачи и ме­дицинский персонал как профессиональная группа, в значительной степени определяющая умонастроения общества...

Мы полагаем, что есть необходимость углубленного анализа при­чин незавидного положения социальной медицинской психологии, подобная ситуация не может быть случайной. Одним из возможных направлений поиска ответов может быть рефлексия своеобразного («поперечного») положения здравоохранения в отношении проблем общественного развития (У. Бек, 2000). Здравоохранение в каждой сфере социальной жизни присутствует «отчасти», что создает иллюзию его незначительности (прежде всего, в глазах узких специалистов со­ответствующего профиля, реально мыслящих категориями развития, однако, это всегда происходите позиций своей отрасли).

Справедливо и обратное утверждение, фактическое при­сутствие медицины во всех без исключения сферах деятельности, позволяет применить правильный масштаб в оценке важности поведения в отношении своего здоровья, мы полагаем, что это масштаб государственных, по своей значимости, задач.

Мы полагаем, что становление медицинской социальной психологии, как одного из важнейших направлений социально-психологической науки, станет адекватной реакцией на запросы современного общества.

264

Переживания как составляющая сознания

ФахрутдиноваЛ. Р. (г. Казань)

Основная тенденция в определении места, роли, функций, положения переживания в психике человека в традициях отече­ственной психологии связана с сознанием. Так, Е.П. Ильин (2002) пишет: «Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений и впечатлений».

Впервые к проблеме переживания в советской психологии об­ратился Л.С. Выготский, который переживание ввел, во-первых, как «единицу сознания», во вторых, как динамическую, т. е. движущую поведением, величину, втретьих, как единицу, в которой представлена личность в социальной ситуации развития. Роль первоэлемента пред­метной области психологии переживанию отвел другой отечественный лидер изучения теории психологии С.Л. Рубинштейн. По его мнению, сознание человека состоит из двух аспектов: знания и переживания. Причем «переживание это первично, прежде всего, психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни».

Ф.Е. Василюк (1984) применил деятельности подход в иссле­довании проблемы переживания и рассматривал переживание как один из режимов сознания и как процесс деятельности по произ­водству смысла в критических ситуациях, ситуациях разрыва смысла бытия. А.С. Шаров (2004), исследуя природу эмоций и переживаний, и их соотнесение приходит к выводу, что переживание является формой эмоций, достигших высокой степени рефлексивности. Реф­лексивность природы переживания отмечается многими авторами: Г. Гегелем, В. Дильтеем, Х.-Г. Гадамером, Ф.Е. Василюком и др. По В.К. Вилюнасу переживание есть осознание отношения человека к окружающему миру, которое он выражает через свои эмоции.

Наше исследование предполагает применение системного подхода в изучении функциональной структуры переживания (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, В.А. Бабарбнщиков и др.).

Через понятие функциональной структуры определяются от­ношения системы с метасистемой, внешней средой, динамические

характеристики системы. Таким образом, определение функцио­нальной структуры является ключевым в понимании целостности системы, ее места в психической организации, закономерностей и законов, которым подчиняется ее бытие.

Мы рассматриваем переживание как составляющую метаси­стемы сознания. В.А. Барабанщиков писал, что «целостные (инте­гральные) образования возникают, функционируют и преобразуются в процессе развития некоторой объемлющей системы, качествами которой они наделены. Соответственно развитие целостных об­разований может быть понято только в контексте развития по­рождающей системы (основания)» (2005). Переживание в данном контексте может быть понято как явление, наделенное качествами метасистемы сознания, в состав которого оно входит.

Функционально-структурная организация переживания на метасистемном уровне полагает изучение взаимоотношений пере­живания с другими составляющими сознания.

В психологии имеют место различные подходы к выделению составляющих сознания. По В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву «созна­тельное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное - арефлексивное сознание.

В отечественной психологии более традиционным является другой подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: созна­ние для сознания и сознания для бытия. А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поста­вил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П. Зинченко (2001). К структурам сознания по В.П. Зинченко от­носятся бытийный и рефлексивный слои сознания. Бытийный слой составляют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл. Недавно В.П. Зинченко добавил духовный слой сознания. А.В. Карпов (2006) включил вструктуру сознания метарефлексивные процессы.

265

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Наше исследование связано с изучением взаимоотноше­ний переживания через его пространственно-временные и информационно-энергетические составляющие с бытийным и рефлексивным сознанием по В.П. Зинченко (2001) и уровнями реф­лексивного сознания по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву (1995).

В эксперименте участвовало 408 студентов Татарского государ­ственного гуманитарно-педагогического университета 3-4 курсов, в возрасте 19-21 лет,женского и мужского пола.

Данные эксперимента показали, что переживания человека связаны с высшими уровнями и формами сознания: были выявлены достоверные корреляционные связи показателей переживания с синтезирующей формой рефлексии. Данная форма характеризуется распознаванием Я и чуждого, наведенного социальным окружением (семейным родом, этнической и др. группами). Синтезирующая рефлексия позволяет соприкоснуться с собственной природой, самостью (по К.Г. Юнгу), осознать укорененность в Мире, и именно на данном уровне рефлексии становится возможна трансформация, развитие, совершенствование личности в более зрелые формы.

Были выявлены достоверные корреляционные связи по­казателей переживания с рефлексивным слоем сознания (по В.П. Зинченко): со смысловой подструктурой.

Данные исследования позволяют предположить, что пере­живание, как и сознание, в отличие, например, отэмоций, является специфическим атрибутом человеческой психики и связано с духов­ными способностями человека.

Проявления сознания в сновидении

ФедоренкоД. И. (г. Обнинск)

При рассмотрении проблемы сознания, обнаруживается не­однозначность и узость его определения. Проявление сознания в сновидении проще анализировать с точки зрения критериев со­знания. Но при этом важно помнить, что сознание - это целостное психофизиологическое явление и оно не просто уподобляется сумме его критериев. А.Н. Лукьянов в своей книге «Нейронаука в современном психологическом образовании» (Обнинск 2003 г.) выделяет шесть критериев сознания:

  • Способность сосредоточиться на значимых сигналах и явленияхсоответственно окружающей обстановке (восприятие, внима­ние).

  • Способность приобретать, структурировать, хранить и вос­производить информацию (обучение и память).

  • Способность порождать абстрактные мысли, оперироватьими и выражать их словами или каким-либо другим способ(мышление, речь).

  • Способность к ожиданию и прогнозированию.

  • Выделение собственного «я» и признание интересов другихиндивидуумов.

  • Наличие моральных, этических и эстетических ценностей.Сон-это такое состояние психики, в котором бессознательные

процессы управляют сознательными. Соответственно, во время бодрствования сознание большую часть времени управляет бес-

сознательными процессами (или, по крайней мере, у человека днем есть такая иллюзия, но это уже вопрос свободы воли).

Одной из особенностей сновидения является отвлечение внимания. Можно отследить этот механизм, находясь в состоя­нии осознанного сновидения. Обычно сразу после осознавания, индивид может некоторое время удерживать свое внимание на нужных ему вещах. Сознание функционирует практически как в состоянии бодрствования, но через некоторое время, включается механизм отвлечения внимания. Одно из самых простых про­явлений этого механизма - появление рядом со сновидящим персонажей сновидения, которые вступают с ним в разговор или совершают некоторые действия. При этом, если это друзья или родные, механизм отвлечения внимания более действенен. Сновидящий начинает отвечать на вопросы или еще как-нибудь взаимодействовать, а уровень его осознанности начинает падать. В сновидении внимание является очень активным процессом, но, с другой стороны, отвлекая наше внимание, бессознательные про­цессы перехватывают управление у сознательных. Именно поэтому чаще всего поведение в сновидении - реактивно. Внимание постоянно переключается с объекта на объект, и вместе с тем, что волевые процессы сильно подавлены, это приводит к тому, что обычно сновидение малоуправляемо а поведение индивида импульсивно.

Восприятие по-разному представлено в сновидении. Это зависит от личностных особенностей индивида. Так абсолютное большинство сновидений проявляются через зрительную модаль­ность восприятия. При этом сновидение может быть «цветным» или «черно-белым», может быть очень ярким или тусклым. Правда есть люди (и это не только слепые), сновидения которых не содержат зрительных образов. Многие сновидения имеют слуховое и осяза­тельное содержание, реже проявляется вкус, а обоняние встречается достаточно редко.

Главной проблемой, с которой сталкиваются исследователи сновидений, является особенности работы памяти. Несмотря на то, что сновидение переживается человеком ночью, осознается и запоминается оно уже днем, кроме того, для этого обычно нужно некоторое усилие и наличие навыка. Фрейд рассматривал сновидение как механизм осуществления наших желаний. То есть, пользуясь терминологией гештальт-терапии, сновидение завершает внутренние гештальты. Возможно, поэтому и проис­ходит забывание основного количества сновидений. То есть в течение дня с человеком происходит какое-то событие, которое видимо на бессознательном уровне остается незавершенным. Ночью, во сне это событие завершается, человек переживает его, а утром забывает, так как для насущных задач психики это событие больше не важно. Воспоминание отправляется, можно сказать, в архив. Но это сложно назвать в полной мере забыва­нием, так как нередко воспоминания о пережитых сновидениях могут неожиданно возвращаться, при этом, часто это происходит в других сновидениях.

Допустим, есть какие-то личностные особенности, которые определяют способность человека запоминать свои сны. Значит можно предположить, что в силу этих же особенностей эти люди видят сны, которые в определенной степени отличаются от снов людей, которые не помнят, того, что им снилось. А значит, возможно, от нас скрыта какая-то особенность сновидения.

В большинстве сновидений человек выделяет собственное Я. Но есть ряд сновидений, в которых индивид является наблюдателем

266

0-Я

некоего действия, он не включен в него. Порою такие сновидения воспринимаются как просмотр кинофильма.

Наши сновидения, по мнению Зигмунда Фрейда, являются ис­полнениями желаний. Всновидении исполняются дажетежелания, которые идут вразрез с моральными ценностями индивида, но с другой стороны нельзя сказать, что в сновидении отсутствуют моральные и этические проявления. Они постоянно присутствуют и направляют деятельность индивида, если конечно нарушение их не является исполнением желания.

Таким образом, обучение, память, речь, восприятие, внимание, этические и нравственные ценности, в общем, всето, что выделяется в качестве критериев сознания, проявляется в сновидении в разное время, в зависимости от характера сна и ситуации сновидения. Те сновидения, которые мы запоминаем, вмещают в себя больше работы сознания, так как память в них более активна, а именно ее способность структурировать информацию таким образом, чтобы ее было проще воспроизвести впоследствии. Но при этом важно не упускать из внимания механизмы защиты, при помощи которых воспоминание о сновидении вытесняется.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]