Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Личностных ценностей в построении жизненного пространства субъекта

Салихова Н. Р. (г. Казань)

Личность как стержневая структура субъекта (Е.А. Сергиенко, 2007) выполняет функции регуляции жизни, обеспечивая коор­динацию деятельностей в соответствии с системой жизненных отношений субъекта с миром (Д.А.Леонтьев, 1999). Феномен барьерности-реализуемости личностных ценностей рассматрива­ется как функциональный механизм ценностно-смысловой сферы личности, структурирующий жизненное пространство в соответ­ствии с преломленными сквозь призму временной трансспективы жизни ценностно-смысловыми содержаниями, формирующими в определенные моменты жизни «экзистенциальные ожидания». Этот механизм представляет собой координацию двух противоположных друг другу смысловых тенденций согласования и рассогласования параметров важности и доступности ценности (Н.Р. Салихова, 2004), которые в совокупности задают континуум барьерности-реализуемости ценностей. Согласно первой человек реализует то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно (эмпирически фиксируется как индекс реализуемости). Согласно второй - дистанция до ценности еще больше увеличивает ее важность и уменьшаетоценку доступ­ности, а высокая доступность понижает ее важность (эмпирически фиксируется через индексы проблемное™ и барьерности).

Работа данного механизма проявляется в характеристиках «объемности» жизненного пространства, его фигуро-фоновом рельефе, центрации вовне или вовнутрь.

При соотнесении с когнитивными стилями как устойчивыми индивидуальными способами организации личностно нейтраль­ных перцептивных и семантических содержаний обнаружено, что высокая выраженность реализуемости связана с полезависимо-стью и узким диапазоном эквивалентности, а барьерность- с независимостью от поля и широким диапазоном эквивалент­ности. В соотнесении с устойчивыми механизмами восприятия и осознания личностно значимой информации- защитными механизмами, трансформирующими отдельные сегменты об­раза мира с целью устранения или преобразования информации, субъективно оцениваемой как угрожающей, - показано, что сдвиг в направлении полюса барьерности прямо связан с высокой вы­раженностью защитных механизмов компенсации, регресса и замещения.

Значит, преобладание реализуемости отражает стремление действовать, не подменяя ни способы действий, ни объекты дру­гими, менее соответствующими побуждению, при этом для оценки объектов как сходных необходимо весьма точное их соответствие друг другу, что в сочетании с полезависимостью означает чуткость к имеющемуся в наличном «поле» и фокусировку на ближние пла­ны образа мира (Е.А. Климов, 1995), сосредоточенность на точном отражении, находящегося в пределах актуально реализуемых жизненных отношений. Здесь внутреннее реализуется вовне и себя в обретенной предметности растворяет, что обеспечивает погруженность в свой жизненный мир, отсекая все постороннее. Это состояние смысловой опредмеченности соответствует фазе экзистенциальной закрытости.

Диаметрально противоположно структурирование фигуро-фоновых соотношений жизненного пространства в случае преоб­ладания барьерности, которая связана с большей приемлемостью действий или объектов, не прямо соответствующих побуждению, меньшей требовательностью к точному соответствию объектов, что в сочетании с поленезависимостью говорит об ориентации на внутренние побуждения и критерии и широкое, но неточное отражение более объемных зон жизненного пространства. Здесь преобладает ориентация на более дальние планы жиз­ненного пространства, а ближние становятся фоном. Поиск новых возможностей именно как своих требует соотнесения с внутренними критериями, поэтому в качестве фигуры выступают также собственные ощущения и переживания. Это состояние смысловой распредмеченности, экзистенциальной открытости новым смыслам.

При соответствии психологического возраста человека его хронологическому возрасту (локализация «внутри») выявлена большая реализуемость ценностей, при их расхождении, когда че­ловек ощущает себя младше или старше хронологического возраста (локализация «вовне»), выше показатели барьерности.

Таким образом, конструкт барьерности-реализуемости отражает способ структурирования жизненного пространства, действуя через механизмы структурирования образа мира и временной трансспективы, обеспечивая адекватные экзистен­циальным циклам взаимодействия человека с миром (Д.А. Ле­онтьев, 2005) режимы настройки и фокусировки образа мира.

143

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Взаимосвязь черт личности курсантов с их отношением к чужой лжи

Самойлова Н. В. (г. Ростов-на-Дону)

В последнее время в российской психологии отмечается нарас­тание интереса к проблеме лжи. Важность этой проблемы очевидна: различные проявления лжи, обмана, неправды постоянно обнару­живаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. В работах отечественных психологов, как правило, ставится вопрос о способах выявления признаков лжи, но мало уделяется внимания разграничению разных видов лжи, мало затронута проблема отношения ко лжи, а также соот­ношения ситуативных и личностных факторов лжи. В связи с этим целью нашего исследования было изучение влияния чертличности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи. Объект исследования - выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30-женского. Возраст: 19-20лет. Курсанты 3-его курса,Но­вочеркасского военного института связи. В работе использовались опросники «Виды лжи», «Отношение ко лжи», разработанные И. П. Шкуратовой, личностный опросник Р. Б. Кеттелла.

Наиболее характерными для данной группы испытуемых яв­ляются ложь-самопрезентация, этикетная ложь, ложь-оправдание, ложь-умолчание. Как юноши,так и девушки более негативно отно­сятся к чужой лжи-сплетне, ко лжи-оправданию, лжи-умолчанию. У женской выборки в большей степени выражено негативное отношение к чужой лжи (в частности к лжи-сплетне), что про­слеживается в анализе реакций респондентов на чужую ложь (девушки предпочитают способ словесного воздействия на лгунов). К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение (этикетная ложь, ложь во благо, ложь-фантазия). Возможно, респонденты мирятся с этими видами лжи в чужом поведении, поскольку они не приводят к моральному ущербу обманываемого.

Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении. Так более интеллектуальные предпо­читают конкретные точные факты, не связанные с выдумкой (воз­можно, менее интеллектуальные фантазируют из-за незнания). Безответственные, непостоянные, с низким самоконтролем, а также застенчивые, робкие предпочитают в ситуациях разоблачения неблаговидного поступка ложь-оправдание. Выдержанные, кри­тически настроенные, уверенные в себе, спокойные респонденты часто умалчивают информацию, не договаривая всей правды (это может быть связано с их волевыми особенностями). Самоуверен­ные, критически настроенные, жёсткие натуры чаще прибегают ко лжи-самопрезентации, стремятся приукрасить свой образ, нередко преувеличивая свои способности, влияние.

Человек с определёнными чертами личности по-своему от­носится к разным видам чужой лжи. Властные, самоуверенные, импульсивные, беспечные не приемлют в поведении окружающих ложь во благо, вероятно, считая, что в любом случае человек должен знать правду. Особенно властным, эгоцентричным, расчётливым, жёстким, критично настроеннымлицамсвойственно отрицательное отношение к лжи-сплетне.

Результаты исследования показали, что применение лжи в своём поведении личностно детерминировано.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]