Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Тендерных аспектов социально-психологической адаптации на поздних этапах онтогенеза

Соколинская Е. В., Дворянчиков Н. В. (г. Москва)

В научном мире все более находит свое подтверждение точка зрения, согласно которой период геронтогенеза рассматривается как продолжающееся развитие человека, включающее в себя, помимо приспособительных механизмов, способы активного взаимодей­ствия с миром, когда наряду с инволюционными процессами имеют место процессы и факторы, противостоящие инволюционным силам (Б.Г.Ананьев, 1972; МБ. Ермолаева, 2002; О.Н. Молчанова, 1999; Н.Ю. Прахт, 2001; А.А. Реан, 2001; В.В. Фролькис, 1985; Э. Эриксон,

Старение человека является критическим периодом, при прохождении которого в структуре самосознания личности воз­никают новообразования, являющиеся индикаторами адаптации-дезадаптации, связанные с теми жизненными задачами, которые приходится решать. Тендерная идентификация, являясь базовой составляющей самосознания, представляет собой чувствительный индикатор адаптивных функций (A. Heilbrun, 1981; S.A. Basow, 1980; W.H. Jones, M.E. Cernovetz и R.O. Heuson, 1978).

Тендерная идентификация и трансформация маскулинных и фемининных качеств у пожилых в зарубежной психологии изучена крайне фрагментарно и неполно, что касается отечественной пси­хологии, то таких исследований еще не проводилось.

Неоднозначность данных и интерпретаций относительно андрогинных качеств у пожилых вызывает множество предполо­жений. Может быть, это особая стадия тендерной идентификации, своеобразная вершина тендерного самосознания, вобравшая в себя богатый опыт предыдущих этапов развития личности? Или результат инволюции, регресса, стирания тендерных различий? А может, отражение удачного результата адаптационного процесса на фоне изменяющихся условий жизни?

Несомненно, важны все факторы, которые связаны между собой и находятся в тесном взаимодействии.

Цель исследования: изучение связи между тендерной идентич­ностью и социально-психологической адаптацией улиц пожилого и старческого возраста.

Объект исследования составили 111 человек (50 мужчин и 61 женщина), в возрасте от 65 до 89 лет, пациенты терапевтических отделений госпиталя для ветеранов войн г. Москвы.

Предмет исследования: тендерная идентичность как новооб­разование и индикатор социально-психологической адаптации в пожилом и старческом возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что особенности тендерной идентичности в пожилом и старческом возрасте, являясь новообразованием этого периода, влияют на социально-психологическую адаптацию.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой

гипотезы были определены следующие методики исследования:

1) «МиФ» - модифицированная методика исследования степени

маскулинности-фемининности (модификация методики S

L. Bern, 1974, (Т.Л. Бессонова, 1994; Н.В. Дворянчиков, 1998));

  1. «Краткий опросник оценки статуса здоровья» (J.E. Were, 1992) -(«SF-36»);

  2. методика диагностики социально-психологической адаптацииК. Роджерса и Р. Даймонда;

  3. «Пятифакторный опросник» (Р Мак-Крей и П. Коста, 1987);

  4. «ФПО» — фигура, поза,одежда (Д.С. Саламова,С. Н. Ениколопов,Н.В. Дворянчиков, 2000).

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа эмпирически полученных данных сделаны следующие выводы.

  1. В пожилом и старческом возрасте преобладает андрогин-ный тип тендерной идентичности при соответствующих полупредставлениях о тендерных ролях и положительном к нимотношении.

  2. Выявлено, что индивидуальные представления о тендерныхнормах, степени их усвоенное™, структуре тендерной идентич­ности и индивидуальных тендерных предпочтениях находятсяв соответствии с полом испытуемых.

  3. Андрогинный тип тендерной идентичности коррелирует скачествами, отражающими лучшую адаптацию в пожилом истарческом возрасте, а также с качествами,харастеризующимивысокую самооценку и стремление к самостоятельности.

  4. Выяснено, что идеальные и субъективные представления отендерных нормах не способствуют развитию и укреплениюадаптационных процессов, так же, как психологические свой­ства, характеризующие эмоциональную неустойчивость иведущие к ограничению повседневной активности.

  5. Выявлено, что андрогинный тип тендерной идентичности,является отражением особой стадии тендерной идентифика­ции, способствующей более удачной адаптации в пожилом истарческом возрасте.

  6. Мужчины пожилого и старческого возраста оценивают себяпо параметрам качества жизни и интегральным показателям,характеризующим способность к большей адаптации выше,чем женщины.

  7. Получены данные, свидетельствующие о наличии определен­ных физических и психологических проблем в позднем воз­расте. Также получены данные, свидетельствующие о наличииу испытуемых качеств, отражающих способности к успешнойадаптации, индикатором которой выступают андрогинныечерты.

Проявление агрессивности и тревожности у подростков группы риска

Соколова Е. В., Зинченко Е. В. (г. Ростов-на-Дону)

В жизни современной России одной из актуальнейших в последнее время стала проблема подростковой агрессивности. Корни этого явления кроются в нестабильной ситуации, характер­ной для российского общества на сегодняшний день. Еще одной проблемой подросткового возраста является тревожность как фактор отклоняющегося поведения личности. Изначально тревож­ность играет важную роль в преодолении личностью стрессовых

180

0-Я

ситуаций. Она сигнализируете неопознанной опасности, побуждая к поиску решений и оптимизации сил. В ситуации затрудненного принятия решений тревожность при своей активности и по­буждении к действиям формирует беспорядочную двигательную активность, что напрямую влияет на возникновение дезадаптации личности. Возросший интерес общества к трудностям молодежи, активная социальная политика в интересующем нас направлении предопределили тему исследования, целью которого стало изучение агрессивности и тревожности у подростков группы риска. Исследо­вание проходило в рамках мониторинга по выявлению детей группы риска, проводимого специалистами Областного центра диагностики и консультирования.

Эмпирическим объектом выступили 100 учащихся под­росткового возраста обоего пола - беспризорные и совершившие правонарушения.

Гипотезы исследования: 1) для подростков из группы риска характерен высокий или средний уровень агрессивности и средний или низкий уровень тревожности; 2) девочки из группы риска проявляют более высокий уровень тревожности по сравнению с мальчиками, а мальчики - более высокий уровень агрессивности.

Задачи: 1) определить агрессивность подростков группы риска; 2) исследовать тревожность подростков группы риска; 3) провести сравнительный анализ показателей агрессивности и тревожности в группах беспризорных и совершивших правонарушения подростков; 4) проанализировать половые различия показателей агрессивности и тревожности подростков группы риска; 5) исследовать взаимос­вязь агрессивности и тревожности подростков группы риска.

Методический инструментарий: шкала самооценки (Ч.Д. Спил-бергера, Ю.Л. Ханина); проективная методика исследования лич­ности «HAND-тест»; опросник для диагностики состояния агрессии А. Басса и А. Дарки. Для обработки данных применялись методы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни (программа SPSS, версия 13.0.).

Проведенное исследование позволило изучить агрессивность и тревожность подростков интересуемой категории. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы.

  1. Агрессивное поведение более высокого порядка в большейстепени характерно для мальчиков, чем для девочек: среднеезначение показателей агрессивности 55,39 и 40,97 по «HAND-тесту»; 53,07 и 44,85 по опроснику Басса-Дарки; различиястатистически значимы по критерию Манна-Уитни (z=(-2,433);р=0,015). Т. е. выдвигаемая нами гипотеза исследования опреобладающей агрессивности мальчиков над агрессивностьюдевочек подтвердилась: мальчики склонны к более агрессив­ным реакциям, чем девочки.

  2. Количественно низкие показатели тревожности в ситуациистресса проявляют мальчики, для девочек характерно болеетревожное поведение: 47,2 и 55,65 по «HAND-тесту»; 45,69 и58,03 по тесту Спилбергера-Ханина» различия статистическизначимы (z=(-1,798); p=0,072). Соответственно, высокаятревожность характеризует скорее женский пол, что подтверж­дает нашу гипотезу. При сравнении подгрупп «беспризорные»и «правонарушители» значимых различий по показателямагрессивности и тревожности не было выявлено.

  3. Полученные количественные данные по результатам диа­гностики лишь частично подтвердили гипотезу о высокомили среднем уровне агрессивности и среднем или понижен-

ном уровне тревожности подростков группы риска, т. к. при анализе показателей агрессивности по «HAND-тесту» была выявлена группа подростков с пониженными показателями агрессивности, что требует дополнительного анализа. В то же время полученные показатели агрессивности и тревожности по подгруппам мальчиков и девочек значительно превышают аналогичные количественные показатели по используемым методикам для обычных школьников. 4. Между показателями агрессивности и тревожности у подрост­ков группы риска не выявлено взаимосвязи (г=0,841;р< 0,01 для тестов на тревожность; г=0,757; р< 0,01 для тестов на агрессивность),т. е. эти два личностных образования не влияют и не определяют возникновение или условия проявления друг друга.

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы в целом под­твердились.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данных диагностики для разработки коррекционно-развивающего инструментария для специалистов разного уровня, оказывающих психологическую, правовую, педа­гогическую и социальную помощь детям из групп риска.

Перспективой исследования является расширение выборки и дальнейшее изучение агрессивности и тревожности для определе­ния причин деструктивного поведения подростков группы риска и поиска путей разрешения сложившейся неблагоприятной соци­альной ситуации, а также сравнительный анализ данных с другими группами подростков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]