Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы

Чирки на Р. В. (г. Москва)

Задача уменьшения рецидива криминального поведения несовершеннолетних, уже совершавших преступления, требует всестороннего изучения причин противоправного (преступного) поведения и отказа от такового именно у этой категории.

В соответствии с концепцией социальной обусловленности противоправного поведения ведущая роль в его детерминации принадлежитличностным факторам, тогда как ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных факторов (хотя иногда иерархия факторов может меняться). Ядром же личности является система социальных отношений, установок и ценностей (А. А. Реан).

В данном контексте реабилитация как возврат личности к полноценной жизни может осуществляться через абилитацию, т. е. формирование необходимых способностей и возможностей для нормального функционирования личности в свободном обществе.

Такого рода работа была осуществлена в рамках ресурсных проектов СарРОО «Социум» на базе воспитательных колоний Сара­товской области в 2003-2005 гг. Центральным ядром реабилитации был тренинг-марафон из 18 трехчасовых блоков, направленный на актуализацию и формирование социально-психологических, личностных ресурсов, необходимых для успешной социальной адап­тации освобождающихся из воспитательной колонии. Полностью этот тренинг был осуществлен в Энгельсской ВК.

Но подготовить ребят к испытанию свободой одним только тренингом невозможно, сколь бы он ни был комплексным и дли-

тельным. Наша модель социально-психологического тренинга была прочно привязана к другим событиям, организованным в колонии в рамках проекта. Так, например, тема ролевого самоопределения мужчины звучала в программе Клуба Настоящих мужчин, куда приглашались неординарные представители пола, в дискуссиях по фильмам «Звезда», «Штрафбат», «Папа», «Заплати другому» и др. в рамках Воскресного киноклуба, втематическом анкетировании и, на­конец, в специально посвященном этому тренинговом блоке. Кроме этого, регулярно проводились мастер-классы с представителями творческих профессий и ремесел. Была попытка организовать встре­чи воспитанников с земляками, наладить видео мост с родными.

В целом вся эта работа направлена на формирование и по­вышение рефлексивного компонента личности воспитанников ВК, который, как известно, во многом определяет социальную норма­тивность и осознанность поведения, что, в свою очередь, напрямую влияет на снижение преимущественной для подростков спонтанной преступности, втом числе и повторной.

В процессе мониторинга, осуществленного сразу после завер­шения проекта и спустя полгода, отслеживались такие параметры, как интересы, осведомлённость, социальные ожидания, образы идентичности, цели и ценности, самооценка, изменение установок. Выборка составила 146 воспитанников в возрасте от 16 до 20 лет.

Мониторинг выявил следующие эффекты. Непосредственно после программы изменения наблюдаемых параметров по срав­нению с начальными показателями были выражены наиболее ярко. Так, например, рефлексивная продукция завершающего этапа отличалась от начального гораздо большим репертуаром личностной лексики. В самооценочных анкетах, помимо качеств природного характера (спокойный, ласковый, умный, красивый), более активно называются качества социально-деятельностного плана (надежный, ответственный, целеустремленный, думающий). Если взять простое количественное выражениелексического запаса личностного характера, то на выходе воспитанники использовали на 22 % больше лексем, чем на входе.

Также качественные и количественные изменения произошли в декларируемых ценностных позициях опрошенных, в формули­ровках целей и идентификационных кластеров. Впервые после тре­нинга и других проектных мероприятий в лидеры вышли ценности личностного характера (иметь высокий уровень самоуважения и уверенности в себе, быть очень умным, всегда знать, что ты хочешь и уметь предвидеть все, что произойдет).

Заметно изменился список личностей, выбранных нашими респондентами в качестве образцов идентификации. В нем пред­ставителей попсы и блокбастеров потеснили реальные люди, ставшие героями наших проектных мероприятий, и персонажи фильмов из воскресных показов, а также «настоящие мужчины» из ближнего социума воспитанников. И если в допроектной вы­борке 48 % респондентов вообще никого не признавали достойным уважения и подражания, то после работы в наших программах таких оказалось всего 5 %.

Отсроченные результаты наших проектных усилий выявили различие между воспитанниками, прошедшими и не прошедшими тренинг-марафон. Среди тех, кто был участникомхотя бы нескольких тренинговых блоков, динамика исследуемых показателей оказалась наиболее устойчивой. Ни дискуссии по фильмам, ни встречи с на­стоящими мужчинами не могли обеспечить такого персонального внимания к личности воспитанника и такой глубины проработки личностных проблем, как тренинг.

323

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Но, освободившись из колонии, ребята, вознамерившиеся изменить свою жизнь, найти для себя достойную нишу в правовом пространстве, переживают настоящий шок, столкнувшись с труд­ностями социализации, преодоления стигмы. Они действительно попадают в так называемую статусную дыру, что вызывает у не­которых депрессию и ностальгию по режимной определенности. В настоящее время изучение динамики установок личности в исследуемой выборке продолжается. Наша задача - выявить, какие личностные факторы тем не менее обеспечивают отказ от возобновления преступного поведения, несмотря на условия, пре­пятствующие постпенитенциарной социализации.

О Всемирном конгрессе «Внутриутробный ребенок и общество»

Чичерина Н. А. (г. Москва)

В мае этого года в Москве состоялось знаменательное событие в научной жизни нашей страны и всего общества - впервые в России собрались ученые из 15 стран мира, представляющие новое научное направление в психологии - пренатальную и перинаталь­ную психологию, психотерапию и перинатологию (акушерство и неонатологию). На Всемирном конгрессе «Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонато-логии, психологии, психотерапии и социологии» обсуждались про­блемы, касающиеся психического, соматического, репродуктивного здоровья человека. Конгресс объединил представителей мировой научной элиты и уже сложившейся к этому времени отечественной школы пренатальной психологии. В ходе его работы обсуждались различные подходы и взгляды на дородовую жизнь человека, а психотерапевтическая практика показала исследования поистине граничащие с открытиями в области развития мозговых функций и возможностей пренатальной памяти человека.

Как президент конгресса и с разрешения членов Оргкомитета и авторов «Московского Манифеста Пренатальной и Перинатальной Психологии и Медицины» - Т. Верни (Канада), Л. Януса (Германия), Г. Брехмана (Россия) - представляю вашему вниманию этот до­кумент для дальнейшего его продвижения, подчеркивая его колос­сальную социальную значимость для всего мирового сообщества.

  1. Неродившийся ребенок является человеком с его собственны­ми эмоциями, восприятием и функционирующей памятью. Егожизнь начинается с зачатия, а предварительные условия - по­являются даже раньше.

  2. Условия пренатальной жизни способствуют или ослабляютрасцвет генетических способностей и талантов. Как человекразвивается и учится, зависит от динамического взаимо­действия между его генетической природой и внешнимвоздействием,т. е. питания, воспитания, окружающей среды,стимуляции и т. д.

  1. Дистресс беременной матери можетиметьвбудущемдлитель-ное воздействие на ребенка и взрослого и может способство­вать развитию депрессии, аутизма, нарушениям психическогои моторного развития, гиперактивности, появлению психосо­матических симптомов, предрасположенности к повышеннойагрессии и насилию.

  2. Пренатальная, перинатальная и ранняя постнатальная стадииразвития в очень большой степени определяют нашу био­логическую и психологическую структуру. Пренатальный опытвлияет на формирование структуры мозга. Они важны какоснова личности индивидуума и эмоциональной атмосферы вобществе.

  3. Семья и Общество играют главную роль в создании достаточныхусловий для развития нового человека с момента зачатия. На­дежные отношения с одним или двумя первичными воспитате­лями, предпочтительно с родителями ребенка, увеличивают еговозможность приобретения эмоциональных и познавательныхнавыков и являются исходными условиями для будущегоздоровья индивидуума.

  4. Открытия Пре- и Перинатальной Психологии и Медицинысущественны для развития различных научных и клиническихобластей психологии, психиатрии, акушерства, родовспомо­жения, профилактической медицины, социологии, психологиикультуры и других. Исходя из этого, научные исследованияв указанных направлениях необходимы для благосостоянияобщества.

  5. Система образования должна позволить членам обществаувеличить родительскую компетентность, если она недоста­точно раскрыта в семьях. Все родители, включая беременныхродителей, должны иметь доступ к медицинской и психоло­гической пренатальной заботе и знаниям, чтобы поднятьсядо полной родительской компетентности. Особенно активнодолжны быть поддержаны родители, находящиеся в кон­фликтной беременности.

  6. Общество и семья должны осознать пре- и перинатальныекорни материнства и родительства. Школы и институты ро-дительства должны обучать и распространять новые знанияпренатальной и перинатальной психологии и медицины. Глав­ная цель этих усилий состоит в том, чтобы все дети рождалисьжеланными.

  7. Пренатальная и ранняя постнатальная стадии развития обеспе­чивают уникальную и наилучшую возможность для первичнойпрофилактики соматических, психологических и социальныхрасстройств, для улучшения условий жизни человека в обще­стве.

Сам факт интеграции научных школ Западной и Восточной Европы, Америки и Канады, а также полученные уникальные знания не должны быть не замечены представителями других областей психологического знания, так как построение новых или осмысление большинства состоявшихся психологических концепций относительно раннего онтогенеза развития человека невозможны без понимания истоков и условий становления его сознания и подсознания.

324

0-Я

Формирование романтической привязанности в юности

ЧубарьД.А. (г. Москва)

На фоне всё увеличивающейся свободы в построении интимных отношений, разнообразия образцов, норм поведения в любви, а также возрастающей вариативности форм брачно-семейных отношений акцент в исследовании отношений любви смещается на психологические детерминанты- факторы индивидуальной жизни человека.

Потребность в любви, в создании подлинно близких отношений является одной из главных потребностей человека. В юности, когда происходит особая интенсификация романтических отношений, соз­дание подлинной интимности в отношениях с партнёром становится задачей развития человека. Особая эмоциональная насыщенность сферы отношений с противоположным полом и, с другой стороны, отсутствие достаточного опыта в этой области могут препятствовать достижению данной возрастной задачи.

Однако именно в юности наиболее ярко проявляются в наи­меньшей степени обусловленные сознательным выбором паттерны взаимодействия с романтическим партнёром, детерминированные, прежде всего, а) опытом близких отношений, главным образом, в контексте семьи, и б) личностными особенностями человека, кото­рые не были ещё подвергнуты тщательному анализу, рефлексии, а, следовательно, имеют возможность проявляться непосредственно, при минимальном самоуправлении человеком.

Исследование представлений о любви с опорой на кон­цепцию привязанности Дж. Боулби, предложившего понятие «рабочей модели», в котором отражены в единстве когнитивный, мотивационный и эмоциональный аспекты, в связи с опытом отношений детской привязанности приводит к выяснению каузальных связей. В то же время, в юности в свете решения задачи самоопределения, построения себя, своей идентичности, отношения любви принимают часто т. н. незрелые формы, так как лидирующее значение имеют именно мотивы самопо­знания и самопостроения. При этом сама сфера отношений с противоположным полом также является предметом активного исследования, как на поведенческом, так и на внутреннем уровнях: человек способен осуществлять работу по осмыслению, осознанию первого опыта отношений любви, ориентировку в них для выработки собственной позиции, норм и идеалов (Э. Эрик-сон, М. Марсиа), проявляя себя тем самым как действительный субъект собственного развития.

Таким образом, ставя проблему выделения типов романти­ческой привязанности в юности нельзя не учитывать «вмешиваю­щиеся» процессы формирования идентичности, прежде всего, те, что подпадают под категорию «конструирование» (Дж. Марсиа): отражающие сознательность и активность человека в выборе собственной идентичности в сфере отношений любви. Привязан­ность во взрослости, обладающая сущностной спецификой, что продемонстрировано в западных исследованиях, отражает часто уже сложившиеся её формы, тогда как период юности интересен именно как сензитивный этап становления характера романтиче­ской привязанности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]