Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

К вопросу о специфике посмертной судебно-психологической экспертизы «порока воли»

Середина Н. В. (г. Ростов-на-Дону)

Наше исследование посвящено актуальной проблеме изуче­ния личностных особенностей и эмоциональных состояний лиц, заключивших гражданско-правовые сделки и скончавшихся в силу различных причин до момента проведения посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (ст. 177,178ГКРФ).

Несмотря на очевидную актуальность проблемы, право­вые и теоретические основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы оценки сделкоспособности мало разработаны, не имеют единого методического подхода и методов решения экспертных задач, неопределен круг вопросов и пределы компетенции психиатров и психологов.

Таким образом, проведенный нами психологический анализ посмертных комплексных психолого-психиатрических экспертиз по гражданским делам (ст. 177 ГК РФ) позволил ретроспективно выявить и оценить такие индивидуально-психологические особен­ности подэкспертных, как внушаемость, повышенная тревожность, чувствительность и ранимость в отношении внешних воздействий, эмоциональная неустойчивость, ослабленная саморегуляция, зависимость от средовых воздействий, неуверенность в себе, низкая самооценка, подчиняемость, доверчивость, повышенная

Сравнительный анализ понятий

«интерпретация»,

«приписывание (атрибуция)» и «оценка» как механизмов социального познания

Сериков Г. В. (г. Ростов-на-Дону)

В данном сообщении представлена попытка «разведения» этих понятий, часто употребляемых синонимично. С этой целью были проанализированы социально-психологические, философские и лингвистические работы. Так, при сравнении интерпретации и приписывания были рассмотрены работы, посвященные изучению каузальной атрибуции (Г.М.Андреева, 1977,1979,1997; РБ.Би-стрицкас, 1988; А.И. Тащева, 1987; В.П. Трусов, 1980; X. Хекхаузен, 1986; В.П. Шихирев, 1979; А.В. Юревич, 1984,1986 и др.).

Результаты показали, что понятие «приписывание» в теории каузальной атрибуции охватывает очень широкий круг явлений: от объяснения человеком причин поведения других людей и своего собственного, до объяснения своих внутренних состояний и качеств (характеристик). Интерпретация и приписывание «разводятся» нами в виду того, что в основе их лежат разные цели, мотивы, потребности. Воспринимаемый человеком объект социального познания представляет собой полисемантический «текст», который вызывает к действию механизмы интерпрета­ции и приписывания. Механизм интерпретации актуализируется тогда, когда имеется определенная, обусловленная социальными потребностями человека и задачами его межличностного или внутригруппового взаимодействия интенция достичь понима­ния, когда достаточно информации для процесса построения и времени для перебора гипотез, отбора наиболее достоверной.

159

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Механизм приписывания актуализируется тогда, когда для субъекта достаточно объяснения, а интерпретация невозможна из-за недостаточного количества информации, нехватки време­ни, невысокой личностной значимости ситуации и т. п. При этом приписывание не является неполной или редуцированной интер­претацией. В основе приписывания лежит принцип экономии сил познающего субъекта.

Сравнительный анализ понятий «интерпретация» и «оценка» проводился с привлечением философских, лингвистических и психологических работ. Мнение о сути оценки, ее отношении к познанию, отражению, ценностям, ее принадлежности к ряду категорий, ее функциях, предмете и т. п. зависит от исходных постулатов исследователей этого феномена (Н.А. Батурин, 1989; В. Брожик, 1982; А.А. Ивин, 1970; М.С. Каган, 1997; Б.А. Кислов, 1974,1985; А.Я.Хапсироков, 1972). Анализ данных исследований показал, что, во-первых, отсутствует единое общепринятое пред­ставление о том, что является оценкой. Налицо многозначность, размытость самого термина. Во-вторых, утверждается, что по­знание и оценка слиты, сплетены, неотделимы и т. п. в процессе познания. В-третьих, существует проблема, касающаяся одного из результативных аспектов оценки - оценочного высказывания. С одной стороны, суждения разделяются на оценочные и дескрип­тивные, а, с другой стороны указывается на невозможность, труд­ность «разведения», отделения дескриптивного от оценочного. На основе анализа ряда лингвистических/психолингвистических и психологических работ (Н.Д. Арутюнова, 1988; А.А. Бодалев, 1995; Е.М. Вольф, 1985; Ф. Кифер, 1985; Е.В. Кузнецова, 1990; В.А. Лабунская, 1986,1990; Э. Сэпир, 1985; Р. М. Хэар, 1985) было предложено самое общее определение оценки. Оценка - тесно сплетенный и неотделимый от познания процесс формирования у субъекта отношения к объекту, осуществляемый на основе потребностей, предпочтений, норм, идеалов, существующих у субъекта.

В целом, сравнивая оценку и интерпретацию, можно говорить, во-первых, что оценка и интерпретация являются процедурами познавательными. В процессе познания, в «процессуальном плане» оценка и интерпретация неотделимы друг от друга, хотя логически можно предположить, что существует «переход» интерпретации в оценку. Во-вторых, интерпретация и оценка могут выступать как процесс, как внутренний результат этого процесса, как внешнее выражение этого результата. В-третьих, в «результативном плане» интерпретация и оценка выражаются в суждении, мнении, со­держащем описательный и оценочный компоненты, разъединить которые не всегда возможно из-за особенностей их языкового выражения. В-четвертых, оценка может присутствовать в каждом компоненте интерпретационного вывода, суждения, в каждом из результативных аспектов, а может выступать в качестве отдельного вербализованного компонента.

Таким образом, интерпретация, каузальная атрибуция и оценка представляют собой стороны, моменты единого процесса социального познания. Эти стороны обозначаются различными, но в тоже время недостаточно четко определенными понятиями. В зависимости от особенностей объекта социального познания, субъекта познания, ситуации познания эти стороны проявляются с различной полнотой.

Социально-психологическая интерпретация представляет собой феномен, отличный по своему содержанию, направлен­ности и характеристикам от явлений социально-психологического

и общепсихологического характера, обозначаемых понятиями «оценивание» и «приписывание». Социально-психологическая интерпретация - это интеллектуальная процедура создания и по­следующей верификации гипотез. Она обусловлена социальными потребностями человека и социально-психологическими задачами его межличностного или внутригруппового взаимодействия. Целью социально-психологической интерпретации является адекватное по­нимание сущности воспринимаемого полисемантического объекта социальной действительности.

Эмпирическое изучение особенностей социально психо­логической интерпретации на примере интерпретации невер­бального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками субъекта интерпретации позволило сделать следующие выводы. Содержательная дифференцированность и направленность социально-психологической интерпрета­ции невербального поведения обусловлены, с одной сторо­ны, социально-психологическими характеристиками личности субъекта интерпретации, а, с другой стороны - социально-психологическими задачами межличностного и внутригруп­пового взаимодействия, что свидетельствует о возможности управлять интерпретацией, влиять на ее содержание посредством специально-организованных процедур.

Профессионально специфичный образ жизни: новые возможности профориентации, профадаптации

и семейного консультирования

Серкин В. П. (г. Магадан)

Существует большое количество профессий (моряки, геологи, сотрудники силовых структур, летчики, диспетчеры, машинисты поездов дальнего следования, дежурные врачи, «вахтовики» и др.), освоение которых без развития особого профессионального образа невозможно.

В рамках одних и тех же общественных укладов можно описать много разнообразных индивидуальных образов жизни и одного и того же человека в разные периоды его жизни (например, образ жизни Н. в 25 лет и в 70 лет), и различных людей. Специфичность индивидуальных образов жизни обусловлена профессиональной деятельностью (например, образ жизни охотника и учителя), воз­растом, наличием детей, интересами и т. д. Разнообразие индиви­дуальных образов жизни позволяет разрабатывать понятие «образ жизни» как психологическое. В психологическое понятие «образ жизни» включен аспект субъективности как актуальной активности личности, ее действования здесь и сейчас, учитывается специфика образовжизни одного и того же человека в разные периоды жизни, динамика изменения его образа жизни (например, Петров - ребенок и Петров - взрослый, в студенчестве и на пенсии), разных людей в рамках одного и того же общественно-исторического уклада, перио­да, страны или района (рыбака и врача, политика и отшельника).

На ранних этапах развития общества образ жизни целых сообществ был профессионально специфичным. Например, охот-

160

0-Я

ничьи племена продвигались по маршрутам миграции дичи, скотоводческие-по маршрутам выпаса скота. Даже жилища (юрты, яранги и пр.) были специально приспособлены для таких постоянных переездов. Весь общественный уклад, распределение обязанностей, иерархия отношений во многом были детерминированы требова­ниями основной профессиональной деятельности. Казалось бы, что детерминированность специфичности образа жизни специфич­ностью профессиональной деятельности снижается с развитием городов, с развитием новых общественно-экономических форма­ций, однако, уже в XIX в. в знаменитом «Капитале» К. Маркса прямо указывается на подчиненность системы общественных отношений системе производственных.

Выделенные ниже десять критериев описания профес­сионального образа жизни особенно ярко проявляются в вы­шеперечисленных профессиях, но присущи в той или иной мере большинству профессионалов:

  1. специфические временные циклы профессиональной деятель­ности;

  2. временные циклы других форм активности (отдыха, семейныхотношений, ремонта и пр.);

  3. круг и темы общения; 4) развитие профессионально важныхкачеств и/или профессиональных деформаций личности;

  1. принятые в профессиональном сообществе стереотипы по­ведения и качества жизни;

  2. референтная для профессионала группа;

  3. оборудованиежилья, производственных помещений, покупкалитературы, инструментов;

  4. ряд современных профессий обуславливает еще и переживаниефизиологического десинхроноза (как у летчиков при далекихперелетах); переживание смены климатических поясов (каку «вахтовиков», регулярно переезжающих с побережья наконтинент и обратно; у нефтяников, летающих на вахту с югана север и др.);

  5. переживание смены культурной и языковой среды (моряки,летчики, коммерсанты, переводчики и др.);

  6. в работах О.А. Гараниной введено понятие социального де­синхроноза, обозначающее несовпадение времени жизниспециалиста с ненормированным, сменным, вахтовым илисезонным графиком работы с временем жизни значимых лю­дей. Социальный десинхроноз часто переживается субъективнотяжелее физиологического.

При описании профессионально специфичного образа жизни необходимо также учитывать следующие параметры.

1 группа - характеристики среды (непосредственное влияние):

а) характеристики физической среды (геоклиматические,экологические);

б) характеристики деятельностной и бытовой среды (условияжизни, работы, досуга, тип хозяйства и т. п.);

в) характеристики информационной среды (источникиинформации, их доступность, достоверность, значимостьи т. п.);

г) индивидуально-физиологические характеристики (на­следственность, питание, профзаболевания, удовлетво­рение базальных потребностей и т. п.).

2 группа - факторы (опосредованное влияние):

а) культурно-исторические факторы (период, язык, религия, культура, образование и опыт, специфика политической и экономической ситуации и т. п.);

б) социально-психологические факторы (группы общения,влияния, профессиональные и личные отношения, этикаи т. п.);

в) индивидуально-психологические факторы (структура лич­ности, мотивация, установки, способности, характер и т. п.).

Постановка проблемы описания профессионального образа жизни открывает путь к следующим новым направлениям раз­работок в психологии труда.

  1. Профориентационное: сегодня система профориентационнойработы направлена на содержание и результаты профессио­нальной деятельности. Следует отметить, вопреки сложившей­ся установке, что часто оптант выбирает именно особый про­фессиональный образ жизни, а не просто профессиональнуюдеятельность.

  2. Профадаптационное: трудности освоения профессии и про­фессионального роста могут быть связаны не только с со­держанием профессиональной деятельности и отношениями,но являются трудностями приспособления к профессиональноспецифичному образужизни.

  3. Семейное консультирование: профессионально специфичныйобраз жизни (геолога, моряка, старателя, летчика, рыбака,проводника, пастуха, археолога, охотника, военнослужащего,авиадиспетчера, машиниста, сотрудника детского лагеряотдыха, профессионала, вынужденного часто выезжать вкомандировки и др.) должен быть освоен не только самимпрофессионалом, но и членами его семьи. Специфика органи­зации семейной жизни часто воспринимается членами семьине как объективные условия профессиональной деятельности,а как субъективные особенности личности специалиста. Этоявляется дополнительным источником семейных проблем иможет быть учтено и обсуждено членами семьи и психологомконсультантом.

Особенности профессиональной идентичности будущих психологов

в зависимости от уровня осмысленности жизни

Серый А. В., Яницкий М. С. (г. Кемерово)

В исследовании приняли участие 183 студента старших курсов Кемеровского госуниверситета специальности «психология», находящиеся в стадии активной подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Для изучения профессиональной идентичности использовался метод триад элементов Дж. Келли; уровень осмысленности жизни исследовался по тесту ОКО Д.А.Ле­онтьева.

В качестве элементов ролевого списка нами были предложены образы «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», а также представления об идеале и антиидеале: «человек, чья жизнь осмыс­лена в наибольшей (наименьшей) степени» (два последних элемен­та включают социальные ролилично знакомыхлюдей). Врезультате было выявлено десять конструктов по каждому испытуемому.

161

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

В ходе анализа нами были выделены следующие четыре категории конструктов.

  1. Профессиональные конструкты, отражающие проблему про­фессионального самоопределения, отношения к будущейпрофессиональной жизни, профессиональные ценности иимеющийся профессиональный опыт (специалист/студент,профессионал/дилетант, достиг успехов в профессиональнойдеятельности/молодой специалист, престижная работа/ слу­чайные заработки и др.).

  2. Социально-ролевые конструкты, позиционирующие сово­купный опыт включенности испытуемых в различные сферысоциальной жизни, отражающие статусные, тендерные, род­ственные и другие социальные отношения (родители/дети,преуспевающий/неудачник, молодые девушки/замужниеженщины, материально обеспеченный/зависящий от родите­лей, своя семья/не замужем и т. п.).

  3. Личностные черты - описательныежитейские понятия личност­ных свойств, а также целостные образы, включающие аффек­тивные, когнитивные и поведенческие аспекты (замкнутый/общительный, добрый/злой, веселый/грустный, оптимист/пессимист и т. д.).

  4. Размытые конструкты - избыточно проницаемые конструкты,формализованные штампы, поверхностные характеристики,имеющие неограниченный диапазон пригодности, не не­сущие значимой смысловой нагрузки и интенции, т. е. непро­дуктивные с точки зрения предсказательных возможностей ипереносимые на любые элементы (мужчина/женщина,живемпо соседству/живем далеко друг от друга, любит сладкое/нелюбит сладкое и т. п.).

Выделенные категории не отражают всего семантического пространства испытуемых. Мы умышленно свели имеющийся репертуар до четырех категорий, поскольку в акте осмысленной оценки нас в большей степени интересовала направленность идентификации образа «Я» во времени в контексте определенной жизненной ситуации (процесс профессионального самоопределения как ориентир на самостоятельное существование).

Частота конструктов, описывающих профессиональную сферу и видение себя как носителя социальной роли, в нашем исследовании оказалась прямо взаимосвязана с уровнем осмысленности жизни. При низкой осмысленности жизни система личностных конструктов носит фиксированный характер, не позволяет достаточно полно дифференцировать свой прошлый опыт и ограничиваетжизненные перспективы, в которых практически не остается места профес­сиональной деятельности как фактору, опосредующему социальную роль в будущем. С возрастанием осмысленности жизни в категории социально-ролевых конструктов увеличивается доля конструктов, отражающих профессиональную идентичность студентов. Кроме того, меняется и сам характер конструктов, они становятся более дифференцированными и обретают пространственную системность во временной перспективе (значимо снижается доля размытых конструктов). Семантическая структура конструктов здесь характе­ризует целостный образ «Я» как осмысленность своих личностных характеристик (прошлый опыт), позволяет в настоящем транс­лировать их в ближайшее будущее в качестве социальных ролей, в которых представлена рефлексия «Я-профессионал».

Таким образом, профессиональный образ «Я», представленный в индивидуальном психосемантическом пространстве, оказывается сопряженным с высокой степенью осмысленности своего прошлого, настоящего и будущего.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]