Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Социально-психологические аспекты этнотолерантного поведения подростков в системе образования

Смирнов А. А., Смирнова А. Е. (г. Ярославль)

работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ

(проект № 07-06-00279а и гранта Президента РФ

для ведущих научных школ (проект № НШ -5262.2006.6)

Россия - многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны явля­ется поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответствен­ную, толерантную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования.

В основе этнокультурного образования лежит позитивное вос­приятие школьниками своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление соб­ственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектного образования в единое образовательное, воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма,толерантности. Реальной угрозой эффектавномуобразо-вательному и воспитательному процессу в полиэтническом обществе могут служить межэтнические конфликты между участниками об­разовательного процесса. В качестве профилактики возникновения подобных ситуаций следует проводить направленную работу по повышению уровня толерантности в полиэтнических подростко­вых группах. Учитывая подобную необходимость, мы разработали тренинг этнической толерантности для группы подростков одной из школ города Ярославля. В течение тренинга участники ознако­мились с понятиями «толерантность», «этническая толерантность», «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями этнической толерантности и нетерпимости, рассмотрели значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми различных национальностей, а также в различных жизненных сферах, научи­лись конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества этнически толерантной личности. В результате проведения занятий этническая конфликтность снизилась у55 % участников, повысилась у 9%, осталась неизменной у 36%.; этническая толерантность по­высилась у 55 %, понизилась у 18 %, осталась неизменной у 27 %; общий уровень толерантности повысился у 65 %, понизился у 16 %, остался неизменным у 29%. Также тип этнической идентичности изменился на более позитивный у 46 %, остался неизменным у 45 % и отклонился от нормы у 9 %. Позитивные изменения по различным сферам этнического сознания в группе устойчивы по истечении вре­мени и в среднем составляют: этническая идентичность изменилась в сторону нормы у 53 %, этническая толерантность повысилась у 55 %, этническая конфликтность снизилась у 55 % участников тренинга.

В своей работе мы показали возможность воспитания и развития этнической толерантности в образовательном процессе. Подобная работа может проводиться в определенных «группах риска»- полиэтнических группах, склонных к межэтническим конфликтам.

174

0-Я

Этнические стереотипы в подростковых группах

Смирнов А. А., Смирнова А. А. (г. Ярославль)

работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ

проект № 07-06-00279а и гранта Президента РФ

для ведущих научных школ проект № НШ -5262.2006.6

В настоящее время значительный приток эмигрантов приводит к тому, что школа все больше приобретает «многонациональное лицо», а школьные коллективы становятся многонациональными. Процесс обучения и взаимодействия учащихся в многонацио­нальных группах сопровождается целым рядом проблем. Один из аспектов нашей работы посвящен исследованию особенностей этнических стереотипов у подростков.

В качестве методики, удовлетворяющей целям и задачам исследования, нами была модифицирована методика Будасси для исследования самооценки. Также за неделю до проведения основного исследования испытуемым была предложена для за­полнения методика «Кто Я?», направленная на выявление осознания этнической идентичности и ее места в личностной идентичности. Выборка состояла из учеников 8-10 классов МОУ СОШ г. Ярославля и Ярославской области.

Рассматривая стереотипы, представленные подростками, можно говорить о том, что школьники наиболее позитивно оце­нивают русскую национальность. На первых местах у русских стоят такие качества, как гостеприимство, дружелюбие, отзывчивость, патриотизм, трудолюбие, чувство юмора, разговорчивость. Отри­цательные качества стоят преимущественно на последних местах. Также положительно оценивается украинская национальность: гостеприимство, трудолюбие, чувство юмора, разговорчивость. Очень сходны стереотипы «русского» и «украинца». По всей ви­димости, в силу того, что эти национальности наиболее близки и смешанны. Стереотип грузинской национальности в качестве наиболее распространенных содержит такие характеристики, как чувство юмора и вспыльчивость. В стереотипе еврея наблюдается преобладание следующих качеств: пунктуальность, навязчивость, хитрость, а «татарина» - педантичность.

При исследовании этнической идентичности мы выявили, что наибольшая степень совпадения характеристик у подростков в опи­сании «своей национальности» и «своих качеств». Подростки, при­писывающие себе смешанную национальность (русско-украинец, русско-узбек и т. д.), позитивно описывали «свои качества», «свою национальность» и обе родительские национальности. Подобное описание наблюдается у испытуемых, указавших в графе «моя национальность» - национальность «не русский», а иную (татарин, еврей). Этническая идентичность у субъекта не всегда соответствует его природной этничности и тяготеет к титульно-государственной этничности. Об этом свидетельствует то, что дети, принадлежащие по природно-биологическим критериям к национальности «не русский», больше идентифицировали себя с русской националь­ностью. Это объясняется тем, что с рождения ребенок живет в России и считает себя гражданином РФ, придерживается каких-либо русско-национальных традиций и вообще считает себя русским человеком.

Аспекты применения психографологической системы «ГАЛС-2005» в психологической

диагностике личности

Смирнов А. В. (г. Екатеринбург)

Система МВД является весьма экстремальной сферой про­фессиональной деятельности. Как следствие, она привлекает к себе девиантных, асоциально-девиантных и криминальных лиц.

Анализ имеющихся методов диагностики, применяемых для профессионального отбора кадров в систему МВД, показывает их высокую стоимость (полиграфная диагностика), слабую надежность (психологическое тестирование), низкую эффективность (про­верка кандидата по информационным базам МВД и ФСБ, а также диагностика криминальных склонностей и лжи по вербальным и невербальным сигналам личности - жесты, высказывания, осо­бенности речи).

Таким образом, существует потребность в новом эффектив­ном методе, который, сочетая в себе достоинства вышеперечис­ленных подходов, позволял бы выявлять криминальные склон­ности испытуемых и соответствовал следующим требованиям: незаметность для испытуемого; достоверность данных о наличии криминальных склонностей, неблагонадежности и лживости ис­пытуемого; надежность - не ниже 85-95 %; исключение возмож­ности фальсификации результатов; возможность прогнозирования криминального, противоправного, неблагонадежного поведения личности; возможность выявлять потенциальных девиантных или криминальных индивидов; технологичность; быстрая обработка результатов.

По нашему мнению, всеми этими достоинствами в полной мере обладает психографологический метод диагностики «ГАЛС-2005».

В качестве базовой методологии для разработки «ГАЛС-2005» была взята методология экспериментальной диагностики побуж­дений Л. Зонди. Учитывался мотивационно-смысловой подход к психологии агрессивно-насильственной и девиантной личности, разработанный А. И. Ложкиным.

В ходе разработки методики была создана факторная модель личности с 10 «векторами», охватывающих в рамках целостной диа­лектической структуры базовые личностные сферы. Каждый «век­тор», в свою очередь, содержит по два «фактора»,характеризующий определенные диалектически противоположные личностные и поведенческие характеристики.

Эта модель и дала основание для создания психодиагности­ческого инструмента «ГАЛС-2005», мероприятия по созданию, стандартизации, троекратным полевым испытаниям, включая специальные испытания на помехоустойчивость, проводились нами с февраля 2004 по сентябрь 2006 гг. на выборке общей численностью 2140 человек.

Результаты показали, что методика обладает надежностью 90 %—92 %; содержательной эмпирической валидностью 89,3%; критериальной текущей валидностью 89,3 %; критериальной эмпирической валидностью 92%; критериальной конкурентной валидностью 90 %; критериальной внутренней валидностью 90 %; конструктной содержательной валидностью 89%; конструктной конвергентной валидностью 80 %; конструктной дискриминантной валидностью 92 %; конструктной факторной валидностью (повтор-

175

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

но) 90 %; прогностической валидностью 92 %. Было установлено, что при сознательном искажении или фальсификации почерка надежность результатов в отношении выявления криминальности личности будет сохраняться на уровне 90%.

Методика позволяет выявлять ел едующиеличностные синдро­мы: нормативной социальной адаптации; невротической социаль­ной адаптации;девиантной социализированной и девиантной асо­циальной адаптации; криминальной формы социальной адаптации; личностной зрелости-незрелости; позитивных-негативных межлич­ностных отношений; выраженности репродуктивное™ или креатив­ности в интеллекте; социальной включенности-оппозиционности-дистанцирования; неблагонадежности-благонадежности личности; коллективизма-эгоизма; формирования зависимости (от людей, деятельности, веществ); личностной неустойчивости-устойчивости; способов контроля поведения; нормальной трудовой активности, трудоголии и «иждивенчества»; неконтролируемого стремления к обогащению; манипулирования; мошенничества. Получена возмож­ность прогнозирования поведения в критических ситуациях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]