Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Оптимум профессиональной субъектности офицеров и следствия его нарушения

Сыромятников И. В. (г. Москва)

Обобщение идей, содержащихся в научных подходах (С.Л. Ру­бинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.), позволяет определить профессиональную субъектность (ПС) как основанное на позитивном самоотношении и профессиональном опыте офицера интегральное психическое качество, определяю­щее его тенденцию и способность к инициации и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответствен­ность за него. В структурно-функциональном отношении ПС включает рефлексивный, мотивационный и операциональный компоненты ПС; в структурно-динамическом плане ПС выде­лены: потенциально-статический аспект (находит выражение в профессионально обусловленных субъектных позициях, опыте и отношениях офицера, качествах его личности) и действенно-реализационный аспект (представлен собственно субъектной активностью офицера, которая включает взаимосвязанные между собой процессы самоопределения, самодетерминации, пси­хического центрирования и психического интегрирования). С учетом предложенной структуры ПС нами выделены следующие параметры оценки оптимума субъектности: общий профиль и степень внутренней согласованности субъектных качеств между собой, наличие/отсутствие явных диспропорций между ними; теснота связи между потенциально-статическим и действенно-реализационным аспектами субъектности (характеризует про­явление/непроявление в деятельности субъектного потенциала офицера); связь общего уровня субъектности с эффективностью профессиональной деятельности.

В ходе проведенного нами в 2003-2006 гг. эмпирического исследования (п=435 человек) были выявлены три типа субъ­ектности офицеров: ответственно-активный (25 %), ценностно-самодостаточный (18%), исполнительский (57%). Показано, что при различной взаимосвязи с эффективностью деятельности для каждого изэтихтиповхарактерны следующие следствия нарушений оптимума субъектности: чрезмерная склонность к утверждению собственных норм, к «перестраиванию» окружения «под себя», авторитарно-директивный характер взаимодействия с другими субъ­ектами (ответственно-активный тип); чрезмерная избирательность к проявлению/непроявлению активности при завышенной самооценке и «чувствительности» к негативной обратной связи (ценностно-самодостаточный тип); приверженность стратегии «психического энергосбережения», «заужение» позиционно-ролевого диапазона, развитие тенденции к исполнению обязанностей в пределах сугубо исполнительских, нормативно закрепленных функций офицера (исполнительский тип). Учет полученных данных позволяет прогно­зировать и осуществлять своевременную профилактику/коррекцию выявленных нарушений исходя из типологии субъектности.

Изучение психологической готовности к материнству у беременных женщин в самарском регионе

Савицкая ЕМ. (г. Самара)

В последние десятилетие наблюдается безусловный рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, материнства в целом. Беременность изучается психологами в различных аспектах, в рамках целого ряда научных школ и на­правлений. Значительное внимание уделяется проблеме психо­логической готовности женщины к материнству. Мы столкнулись с необходимостью более точного анализа факторов, влияющих на формирование психологической готовности к материнству. Остаются недостаточно изученными особенности психологической готовности к материнству на разных сроках беременности.

На кафедре возрастной психологии СГПУ был разработан проект по изучению психологической готовности к материнству у беременных женщин в Самарском регионе.

Задачи проекта:

  • анализ психологических факторов, влияющих на благополучныероды;

  • анализ взаимовлияния территориальных условий проживания,национальных традиций, быта, климатических условий, мен-тальности на течение гестации и родов;

  • выявление современного состояния психологической и психо­профилактической подготовки беременных к родам;

  • выявление объективных причин, обусловливающих необ­ходимость развития перинатальной культуры в Самарскомрегионе.

Мы изучили психологическую готовность к материнству у женщин на 38-40 неделе беременности и у женщин, родивших недоношенных детей на сроке от 28-37 недель.

На основании полученных данных мы создали профиль бере­менной женщины с угрозой преждевременных родов, исходя из сформированное™ психологической готовности к материнству.

Исследование психологической готовности к материнству у беременных женщин в Самарском регионе продолжается. Мы надеемся, что результаты эксперимента составят определенный вклад в развитие перинатальной психологии, а также в выявление, изучение и интерпретацию психологической готовности женщин к материнству, станут основанием для создания принципиально новой концепции подготовки женщин к беременности и родам.

199

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Сенсомоторные корреляты познавательных способностей

Савченко АЛ. (г. Курск)

С целью изучения структурной организации функциональных систем когнитивных способностей автором данного сообщения была предложена методика «Монолатеральной параллельно-последовательной рефлексометрии», основанной на раздельном измерении лево- и правополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые стимулы по строго определенной схеме в виде последовательных циклов. Согласно многочисленным данным, в том числе и клиническим, подобный методический подход позво-ляетоценить уровень возбудимости соответствующих сенсорных зон коры (зрительных, слуховых и кожных), имеющих непосредственное отношение к познавательным процессам.

Благодаря повторению подобных последовательных циклов достигалось равномерное распределение нагрузки на изучаемые мозговые центры и как следствие этого, синхронность изменений реактивности изучаемых кортикальных структур, определяемых свойствами самих этих центров.

В рамках упомянутых последовательных циклов регистрации ВР, раздражитель каждой модальности предъявлялся 2 раза подряд. Из­вестно, что нейрофизиологические механизмы, определяющие ско­рость реакции на первое и второе предъявление различны. Реакции на первое предъявление сигнала несколько замедленны, вследствие необходимости переключения внимания на новый раздражитель, т.е. обеспечиваются экстренными процессами перепрограммирования испытуемыми своих действий. Согласно многочисленным нейропси-хологическим данным подобные процессы связаны с деятельностью конвекситальных отделов префронтальной коры.

С другой стороны, все исследователи отмечают заметное ускорение ВР на повторное предъявление сигналов. Временные параметры этой реакции, наличие значимых корреляций между ВР на повторный стимул с Е-волнами (по Т. Уоллтеру), в свою очередь тесно связанны с эмоциональной сферой позволяет объяснить зави­симость ускорения ВР на второе предъявление сигнала синхронной детонацией возбудимых структур премоторной коры импульсацией из медиобазальных отделов лобных долей. Таким образом по­мимо анализа абсолютных показателей скорости лево- и право­полушарных реакций, их внутри- и межполушарных соотношений, представляется целесообразным сопоставление индивидуальных особенностей реагирования на 1-е и 2-е предъявление сигналов. Достаточно информативным является усредненный показатель ВР на все реакции отдельно взятого полушария, независимо от их модальности, их порядковых предъявлений, который можно рас­сматривать как критерии «активированное™» полушарий.

Совокупность всех указанных сенсомоторных показателей, регистрируемых на фоне целенаправленной умственной деятель­ности испытуемого, можно рассматривать как экспериментальную модель структурной организации познавательной деятельности. Последующие эксперименты позволили выявить определенные закономерные изменения вхарактере динамической организации изучаемых полушарных реакций в зависимости от пола и возраста испытуемых, уровня его когнитивных способностей, а также харак­тера предъявляемой умственной нагрузки.

Агрессивность как фактор формирования

личности работника правоохранительных органов

Савченко П.В. (г. Москва)

Проблема агрессивности на сегодняшний момент едва ли не одна из самых насущных проблем многих современных гуманитар­ных наук. События, произошедшие в 20 веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшей по своей разрушающей силе оружия, дают этому до­статочное основание.

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество раз­нообразных действий, которые нарушают физическую или психиче­скую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. По мнению X. Хекхаузена, мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и ге-нотипическую дифференциацию этих явлений. Однако, когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других со­циальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Многие авторы разводят понятия «агрессии» как специфиче­ской формы поведения человека и «агрессивности» как психиче­ского свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность — как некоторая структура. Влитерату-ре, посвященной изучению агрессии, часто указывают на состояние враждебности, которое может служить импульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегда направлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижаютлюдей, к которым никаких чувств не питают.

Агрессию рассматривают нетолько как поведение, но и как пси­хическое состояние, выделяя его познавательный, эмоциональный и волевой компоненты

На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в он­тогенезе, и социализации, но и ситуативные. К числу таких основных факторов можно отнести следующее:

  • оценка другими людьми. Было установлено, что присутствиедругих лиц уже само по себе может либо усиливать, либотормозить агрессию.

  • намеренность агрессии. Существуетточка зрения, что для началаагрессии нередко бывает достаточно одного только знания,что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непо­средственного акта нападения не было. Часто в таких случаях

200

0-Я

основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие.

- восприятие агрессии. Переживания, вызываемые пассивнымнаблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране,так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, какпредполагает теория влечений, а, наоборот, к возбуждениюагрессии.

По сравнению с мышлением и мыслительной деятельностью субъекта агрессивность является приобретенным свойствомлично-сти. Будучи структурным элементов личности, агрессивность имеет также собственные параметры и взаимодействует с другими ком­понентами. Качественное своеобразие агрессивности проявляется в различной степени ее выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития.

В целях изучения различных аспектов мышления и их сравни­тельного анализа между группой с повышенной агрессивностью и агрессией в норме, в работе использовались следующие методики: методика Басса-Дарки, методика «Исключения четвертого», мето­дика «Рисунок несуществующего животного», «Тест руки» Э. Вагнера, «толкование пословиц и метафор», методика «Пиктограмм». Следует отметить, что в последних двух методиках, наравне с ней­тральным материалом, использовался аффектогенный материал, провоцирующий агрессивность. Анализ результатов выполнения указанных методик позволяет сделать следующие выводы:

  • агрессивность, как личностная черта человека, оказываетсущественное влияние на его мыслительную деятельность,обуславливая особенности ее протекания, что выражается вболее сильном искажения аффектогенного материала в ме­тодиках «Толкование пословиц» и в «Пиктограммах» в группелиц с повышенной агрессивностью.

  • виду того, что в группе лиц с повышенной агрессивностьюбольше ошибок при воспроизведении нейтрального мате­риала, можно сделать вывод о том, что степень искажениямыслительной деятельности человека находится в прямойзависимости от уровня его агрессивности.

  • высокая личностная агрессивность, помимо оказания влиянияна абстрактное мышление, может затрагивать и конкретно-ситуативное, что в свою очередь, не исключает возможностьпоявления у человека агрессивного поведения.

Анализ результатов методики «Толкование пословиц и ме­тафор» и «Исключение четвертого» показал, что агрессивностью, в зависимости от ее уровня, могут быть затронуты как «высшие» формы мышления: абстрактное, обобщающее, так и более базовые, более ранние в онто- и филогенезе виды, вплоть до конкретно-ситуативного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]