Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Познавательные способности и начальный этап профессионализации образа «я» у студентов

Шляхта Н. Ф., Тихомирова И. В. (г. Москва)

В рамках исследования «Возрастная и индивидуальная из­менчивость психики в студенческом возрасте», которая реализуется в Современной гуманитарной академии (СГА) проводится иссле­дование интеллектуального и личностного развития человека в период ранней и средней взрослости с помощью метода «срезов» и лонгитюдного метода.

В настоящее время мы располагаем данными «первой точки лонгитюда». С помощью методики Амтхауэра, методики на запо­минание пар слов (ТУЗ) и анкеты «Мое представление о профессии и учебе в вузе» получены результаты, характеризующие особенности познавательной и личностной сферы первокурсников психологиче­ского, юридического, менеджерского, информационного, экономи­ческого факультетов СГА.

Роль профессиональной ориентации, стимулирующей форми­рование различающихся познавательно-ценностных паттернов, безусловно, в полной мере должна проявляться у студентов разных специальностей на старших курсах. Однако предпосылки этих различий, как нам кажется, могут проявляться у студентов уже на начальных этапах обучения в вузе. Выбор вуза, факультета, несмотря на известный фактор случайности, характеризующий поведение абитуриента, в значительном числе случаев производится на основе осознанного (или интуитивного) выбора под влиянием склонностей, интересов, которые могут находиться в разных соотношениях со спо­собностями. При выборе вуза в последнее время стал срабатывать еще один дополнительный фактор - привлекательность вуза с точки зрения оснащенности его современными техническими средствами. К числу последних следует отнести наличие современных образова­тельных технологий, предоставляющих учащимся дополнительные возможности для индивидуализации процесса обучения.

Мы предполагали исследовать особенности формирования профессионального самосознания студентов разных специальностей в связи со спецификой современных дистанционных образователь­ных средств, которые предъявляют дополнительные требования к обучающемуся. Как показывает опыт, положительный эффект от использования новейших технических средств достигается только втом случае, если студентхарактеризуется не только высокимуров-нем развития информационной культуры личности, ной личностных качеств, важных как для будущей профессиональной деятельности,

353

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

так и для процесса обучения в целом. Неслучайно в ряде исследо­ваний подчеркивается, что, в конечном счете, при использовании любой технологии (в том числе сетевой или других дистанционных образовательных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях любого типа), эффективность обучения достигается за счет действенной позиции субъекта обучения.

Для выявления степени включенности студентов в профессионально-образовательную деятельность и отношения к процессу обучения была применена специально разработанная анкета, включающая вопросы отношения к будущей профессии, процессу обучения и самоменеджмента.

Интересно заметить, что наиболее осознанно к учебе относятся студенты-психологи, программисты и экономисты. В структуре их самоменеджмента одно из первых мест занимает убеждение, что «успешность будущей учебно-профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от их собственных действий». Очень мало внимания студенты уделяют организации своего рабочего места, отрицая наличие связи между порядком на рабочем месте и эффективностью труда (психологи). Пока их не очень тревожат размышления о значении обучения для дальнейшей профес­сиональной карьеры и успешности в жизни (юристы). Студенты констатируют, что не умеют применять в своей учебной деятель­ности те рациональные приемы учебной работы, с которыми их знакомят в вузе, например, в курсе психологии (программисты), а некоторые даже полагают, что успешность профессиональной карьеры не определяется тем образованием, которое они полу­чают в вузе (менеджеры). Свойственный молодежи скептицизм заставляет низко оценить значение выполнения учебных заданий для формирования необходимых учебно-профессиональных дей­ствий (экономисты). Многие студенты объективно замечают, что они не имеют четких представлений о будущей работе (психологи, юристы, менеджеры).

Таким образом, как и следовало предполагать, студенты младших курсов еще не вполне адаптировались к условиям самостоятельной работы, во многом налицо «школьническое иждивенчество» и нежелание предпринять реальные практические шаги для достижения целей, которые ими достаточно хорошо осо­знаются. Так, среди наиболее важных профессиональных качеств, которые отмечают студенты всех факультетов, - умение работать во взаимодействии с другими людьми (в коллективе). Но это качество стоит на первом месте у психологов и менеджеров, в то время как для будущих программистов это качество перемещается по значимости на 5-е место, а у юристов- на 4-е. Также одним из важнейших для будущей профессиональной деятельности личностных свойств все студенты назвали ответственность: про­граммисты и экономисты отводят ему 1-е по значимости место, психологи - 2-е.

Социально-психологические ресурсы психической устойчивости

Шмы ко в В. И. (г. Пермь)

Профессиональный стресс представляет испытание физического и психического здоровья специалиста, профессиональной надежно­сти, приводит к психоэмоциональным затратам, изменяет регуля­цию деятельности, снижает ее эффективность и надежность.

По мнению исследователей (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.П. Чер­нышев, В.А. Толочек и др.) условием стабильной деятельности при стрессе является профессионализм субъекта труда. Прослеживается онтологическая связь профессиональной надежности, эффективно­сти и психической устойчивости. В жизнедеятельности имеют место как приобретения (профессионализм, мастерство, самоэффектив­ность), так и потеря ресурсов (профдеформация, физическое и психическое истощение). В психологии, наряду с концепциями со-владания (преодоления стресса - R.S. Lazarus, S. Folkman, стратегии преобразования и преодоления - Л.И. Анциферова и др.), присталь­ное внимание уделяется теориям ресурсосбережения: консервация ресурсов (COR-теория) - S. Hobfoll; социальная поддержка (social support) - I. Sarason, B. Sarason, G. Pierce и др; буферная гипотеза (buffering hypothesis) - H. Spiegel, D. Spiegel и др.; субъективное бла­гополучие - Л.В. Куликов; качество жизни - RC. Элиот (R. S. Eliot).

Субъективное благополучие, психологический комфорт и опти­мальное качество жизни - индикаторы психической устойчивости-неустойчивости и переходных состояний адаптации-дезадаптации, ресурсов стрессоустойчивости.

В исследовании изучались социально-психологические ре­сурсы психической устойчивости (ПУ) индивидуальности в жиз­недеятельности специалистов. Респонденты-юристы гражданско-правовой (гр. № 2 - 409 человек) и уголовно-правовой специали­заций (гр. № 1 - 415 человек, сотрудники органов внутренних дел - ОВД). Применялись методики тестирования жизненного и профессионального благополучия, кризисных (стрессогенных) со­бытий в жизни и профессиональной деятельности. Сравнительный анализ выявил высокое жизненное благополучие в обеих группах. Однако в гр. № 2 преобладают: «престиж профессии», «отношения с руководителем», «эффективность труда» и «профессионализм коллег». Такой комплекс (включающий единство оптимальных физических, психологических и социальных составляющих) ха­рактеризует высокий индекс качества жизнедеятельности юристов гр. № 2 с преобладанием профессиональной коллективистской направленности - им легче получить социальную поддержку и восполнить социально-психологические ресурсы ПУ. Тогда как в гр. №1 (ОВД) преобладают: «личностный рост», «душевный покой», «семья», «соответствие собственным интересам» и «удовлетворенность работой»- что характеризует не менее высокое субъективное благополучие, но благодаря профессио­нальной индивидуалистической направленности на фоне менее выраженных «эффективности труда», «престижа труда» в ОВД и «профессионализма коллег». По данным М. Н. Bond, R. Brislin и др., лица,живущие в индивидуалистических корпоративных культурах, уязвимы к стрессу, так как им труднее сохранить ресурсы толерант­ности к стрессу в профессиональной среде.

Концепции ресурсосбережения, связывают адаптационные возможности и ПУ с индивидуальными ресурсами, способствующим

354

0-Я

противостоянию кризисным обстоятельствам и их преодолению. В соответствии с этими концепциями, дезадаптация наступает при нарушении баланса между потерей и приобретением индивиду­альных ресурсов.

При высоком «индексе ресурсное™» в гр. 1 (ОВД) выявлено преобладание личностных «потерь», связанных с деятельностью: убеждение в личной безуспешности, невостребованность, угроза стабильности в семье, невозможность достичь поставленных целей, неуверенность в будущем, невозможность улучшить жилищные условия, ограничения нормально питаться, невозможность по­лучить дополнительный доход, угроза независимости. Это факторы риска профессиональной дезадаптации и снижения ПУ.

Проявление «приобретений» одинаковы в обеих группах, но отдельные показатели значимо выражены в гр. 2, это: возможность хорошо одеваться, признание окружающими достоинств личности специалиста, желание помогать людям, ощущение собственной независимости. Среди показателей «приобретения» в гр. № 1 (ОВД), явно компенсирующие «потери», являются: возможность восстано­вить психофизиологические затраты, поддержание собственного здоровья и физической формы, наличие друзей и полезных зна­комств, надежда получить государственную поддержку.

К профессиональным стрессовым переживаниям относятся: неизвестность перспективных целей развития отдела, низкая об­ратная связь результатов работы, большой объем обязанностей, сложность, отсутствие контроля результатов работы, конфликтоген-ность, угроза неуспеха, противоречивость имеющейся юридически значимой информации и дефицит необходимой. В обеих группах актуализируется наличие опасных ситуаций и последствий своей работы, а в гр. № 1 психическая напряженность связана с ростом конкуренции на рынке труда.

Юридическая деятельность (на примере гражданско-правовой и уголовно-правовой) является стрессогенной и предъявляетжест-киетребования к личностным качествам юриста (в частности к ПУ). Изменения условий труда во многом детерминированы современ­ными социально-экономическими преобразованиями в России.

Необходимым является осуществление психологического сопровождения профессионального становления и развития ПУ юристов с учетом современных изменений в континууме «индиви­дуальность - профессия - социальная среда».

Концепция психологического обеспечения управления инновационной деятельностью в органах внутренних дел

Шпагина Е. М. (г. Москва)

Инновационная деятельность (ИД) в правоохранительных органах-творческий вид деятельности органов (подразделений) внутренних дел по внедрению в практику достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, обусловленных по­требностями обеспечения общественной безопасности. Знание психологических феноменов, сопровождающих инновационные процессы, своевременная профилактика негативных последствий в

управлении инновационной деятельностью - необходимая предпо­сылка успешности внедрения новшеств и передового опыта.

Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих научно-практическое обеспечение в ОВД, научной литературы по управлению инновационными процессами в органах внутренних дел, а также исследование, проведенное на базе ГУВД по г. Москве, позволили выявить следующие закономерности инновационного процесса:

  • деятельность сотрудников правоохранительных органов носитжесткую нормативно-правовую регламентацию, поэтому по­давляющее число инноваций внедряется (распространяется)только после соответствующего указания (приказа) вышестоя­щего управления, однако без психологического обеспечения(работы с людьми) внедряется формально, «лишь на бумаге ив отчетности»;

  • отношение к нововведениям зависит от уровня удовлет­воренности результатами и условиями труда сотрудников:сопротивление нововведениям возрастает при очень низкойудовлетворенности (нет ресурсов для изменений) и при оченьвысокой удовлетворенности (нет мотивов что-либо менять);

  • сопротивление переменам пропорционально степени ради­кальности перемен;

  • сопротивление переменам обратно пропорционально времени,в течение которого оно реализуется: чем быстрее пытаютсявнедрить новшество, тем больше сопротивление;

  • восприятие нововведений инноваторами (руководителями)и исполнителями (подчиненными) отличается: инноваторыпреувеличивают достоинства нововведений и недооцениваютнедостатки, а исполнители преувеличиваюттрудности,отрица­тельные последствия и недооценивают положительный опыт;

  • отсутствие информационного обеспечения (о целях, этапах,участниках, масштабах и т. д.) предстоящих нововведенийспособствует неопределенности, которая отождествляется сопасностью, порождая страх, слухи и психологические барьеры;

  • успешность нововведений зависит от инновационного по­тенциала руководителя и коллектива ОВД, которые поддаютсядиагностике и развитию;

  • наиболее типичными средствами воздействия руководителейОВД на окружающих с целью внедрения новшества являютсяметоды, представленные в порядке убывания по частотеиспользования: создание команды единомышленников,прилагая личные организаторские способности; включение винновационную деятельность потенциал, ресурсы и возмож­ности «более влиятельного и сильного руководителя»; исполь­зование «личной инициативности» инноватора; привлечениевнешних лиц и ресурсов для внедрения новшеств; ожиданиеблагоприятной ситуации для внедрения новшеств.

На основании выявленных психологических закономерностей инновационных процессов предложена следующая концепция (модель) психологического обеспечения управления ИД в органах внутренних дел.

Разработка и планирование новшеств необходимо осущест­влять с учетом специфики деятельности правоохранительных органов, их правового обеспечения и организационной культуры.

Основные этапы психологического обеспечения ИД:

- изучение инновационной готовности сотрудников ОВД кнововведениям (на различных организационных уровнях:организации; подразделения; личности);

355

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

  • психологическая подготовка личного состава к внедрениюновшеств (инновационный тренинг);

  • психологическое обеспечение инновационного процесса наэтапе внедрения новшеств (организационно-психологическоеконсультирование участников инновационной деятельностина основе выявленных ресурсов психологической готовностик инновациям, характеризующих конкретный коллектив,организацию).

Своевременное и правильно организованное информирование о внедряемом новшестве поможет не только снять психологические барьеры, но замотивировать личный состав на внедрение иннова­ций, способствовать согласованию целей организации и личных целей сотрудников.

Психологическое обеспечение ИД должно быть направлено на разные организационные уровни:

  • организацию;

  • первичный коллектив (подразделения);

  • личность (участники инновационного процесса).

Онтогенез и окружающая среда

ШтейнбахХ. Э. (г. Санкт-Петербург)

Индивидуальные особенности формирования психологического своеобразия субъекта связаны как с природной, так и социальной средой. В отличие от механизмов влияния социальной среды, кото­рые традиционно признаются и исследуются психологами, механиз­мы воздействия окружающей среды в процессе онтогенеза менее изучены. Сама по себе окружающая среда сформирована, с одной стороны, природой, ее можно назвать еще географической средой, а с другой стороны, создана человеком и является искусственной или техногенной средой. Механизмы воздействия географической и искусственной среды различны. Поскольку само воздействие географической среды носит длительный характер, можно говорить о генетической передаче адаптивных форм поведения обеспечи­вающих наилучшее выживание в данных географических условиях. Выделяют типы характеров и когнитивных структур в зависимости от географического положения (размер территории, периферия и центр, наличие соседства, климатические условия, природные ка­таклизмы), ландшафта (горы, равнины,леса, побережье),способов ведения хозяйства (земледелие, охота, рыболовство или другие формы добычи пищи). Генно закрепленная информация опреде­ляет особенности выбора субъектом форм поведения, способов построения когнитивных структур, однако, воздействие генотипа не фатально детерминировано, оно опосредованно через конкретный опыт субъекта. Полезно рассмотреть, какие именно качества среды участвуют в создании когнитивных структур субъекта и особенно­стей его характера в процессе онтогенеза.

При исследовании когнитивных структур рассматривают: прототипы, когнитивные схемы, фреймы, сценарии, значения, ког­нитивные стили (полезависимость-поленезависимость). Для рас­смотрения характера можно выделить такие черты, как открытость-замкнутость, стремление к порядку, терпимость к неопределенности,

способность преодолевать трудности, враждебность-дружелюбие.

Окружающую среду можно описать, используя категории: природная-искусственная среда, эстетика среды, форма ландшаф­та, смена среды в раннем периоде развития. Природная среда, в отличие от урбанистической, характеризуется большей степенью сложности, даже пустыни и снега, при кажущемся однообразии, достаточно информативны, и развивают умение к тонкому разли­чению, умению выделять необходимые для ориентации признаки. Можно предположить, что такая среда формирует поленезависимый когнитивный стиль, терпимость к неопределенности. Кроме того, природная среда разнообразней по формам, чем искусственная среда, и взаимодействие с ней в процессе развития формирует большое количество прототипов, когнитивных схем и фреймов. Искусственная среда подвержена изменению под воздействием культурных факторов и провоцирует на формирование новых сце­нариев поведения, географическая среда в основном ориентирована на закрепление уже сложившихся форм адаптации, цикличные колебания в природе предсказуемы. Природная среда гармонична по своей сути, недаром поклонники золотого сечения доказывают, что правила золотого сечения определяет строение живых форм. Можно ожидать, что у субъекта, живущего в природных условиях, будут выражены эстетические ценности, ориентированные на гармонизацию окружающего мира.

Особенности ландшафта, сложность рельефа местности в онтогенезе предположительно могут влиять на способность преодо­левать трудности, важно является ли уровень земли ровной поверх­ностью или движение по ней требует постоянных усилий и борьбы с препятствиями. Замкнутый или открытый ландшафт связан с по­требностью в исследовании,ориентации, поиска тайны.Равнинная местность создает условия для развития открытого дружелюбного типа характера, не видящего скрытые смыслы, она не несет с со­бой угрозы и не создает условий для развития ориентировочных рефлексов и умения оценивать риск и плату за риск.

Смена среды в раннем периоде развития формирует такие субъектные качества как терпимость к неопределенности, спо­собность к адаптации, в когнитивной сфере можно говорить о разнообразии прототипов, когнитивных схем, фреймов и полене-зависимости. В личностном плане это будет скорее осторожный человек, не склонный к риску, не очень доверчивый.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]