Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T3.doc
Скачиваний:
97
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
26.27 Mб
Скачать

Изучение функциональной модели криминальной деятельности рецидивистов

Садрисламов Г. Ф., АболинЛ. М. (г. Казань)

Криминальная деятельность, в каком бы ракурсе она не рассматривалась, представляет теоретический и практический интерес не сама по себе, а, прежде всего, в контексте ее про­филактики и коррекции. Есть основания полагать, что понятие «преступная (криминальная) деятельность» наряду с категорией «криминальная субкультура» входит в число базовых, ведущих понятийно-категориальных средств познания при изучении фено­мена преступности. Таковыми они не могут не являться как в про­цессе установления детерминант преступной деятельности, так и в процессе определения механизмов ее профилактики и коррекции.

Изучение особенностей деятельности преступников-рецидивистов, выступивших испытуемыми в данном исследова­нии, осуществлялось в условиях предварительного следствия и в местах лишения свободы. Каждое из экспериментальных условий и ситуаций рассматривалось как деятельность, ограниченная во времени отрезками от целеполагания до целеосуществления, т. е. до совершения реального преступления. Поскольку относительно основной цели отдельные деяния преступников связаны с дости­жением промежуточных целей, постольку они рассматривались как действия.

В основу процедуры исследования была положена совокуп­ность методик, а именно: беседа (интервью с преступниками), анкетирование, наблюдение, видеозапись преступных действий, интроспективный отчет преступников в условиях просматривания ими видеозаписи собственных или чужих преступных действий, стенографическая запись качественных и количественных характе­ристик криминальных действий (вербальных, моторных, эмоцио­нальных), экспертная оценка криминальных действий (экспертами выступали сотрудники подразделений по борьбе с преступностью, сотрудники ВК), анализ уголовных дел.

В результате анализа экспериментальных данных удалось дифференцировать целостную криминальную деятельность на функционально различные компоненты психологической регуляции. К ним относятся: криминальный опыт, цель, субъективная модель значимых условий, выбор преступного плана, подготовка к его реализации, реализация программы, коррекция. Анализ данных, полученных в условиях модельного эксперимента, позволил под­черкнуть определенное значение выделенных единиц психологи­ческого уровня регулирования, а также установить существенные различия в содержательных и количественных их характеристиках в условиях криминальной деятельности.

Выявленные компоненты психологической регуляции не являются независимыми друг от друга, изолированными частями криминальной деятельности. Они выступают как единый процесс, сообразный и согласованный во всех своих звеньях относительно принятой преступной цели. Однако в зависимости от видов кри­минальной деятельности соотношение компонентов может быть различным и складываться по-разному. Согласно результатам нашего исследования, наиболее чувствительными компонентами являются ориентировка и оценка, построение плана действия, подготовка удобной ситуации к реализации намеченного плана. Можно полагать также, что содержательная сторона каждого из компонентов психологического уровня регулирования изменяется по мере повышения профессионализма (опытности) преступника.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволяют полагать, что чем выше квалификация рецидивных дея­ний, тем шире эмоциональная память и адекватнее эмоциональные представления о предметных условиях преступления, закрепленные в опыте. Их анализ показал также, что смысл одной и той же пред­метной ситуации не является постоянным в процессе осуществления криминальной деятельности как для различных преступников, так и для одного и того же преступника. В целом можно сказать, что об­щей чертой всех обсуждаемых результатов экспериментов является, во-первых, обязательная представленность как рациональных, так и эмоциональных признаков в оценочных суждениях; во-вторых, особая устойчивость эмоциональных признаков в рассматриваемых элементах процесса саморегуляции. Оценивание и построение модели значимых условий по эмоциональным параметрам может рассматриваться как особый тип регуляции деятельности. Кроме того, оказалось, что эмоциональное оценивание- это не только облегчение или затруднение процесса саморегуляции, не только регуляция текущими (поверхностными) эмоциями, но и влияние, оказываемое ядерными аффективно-смысловыми образованиями, эмоциональным опытом. Было подтверждено, что через эмоцио­нальное переживание, аффективно-смысловое образование может «проектироваться» выбор плана преступного действия, определять­ся содержание процесса его подготовки (идеомоторная настройка) и непосредственной реализации плана.

141

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III.

Итак, осуществив анализ рационального, эмоционального и во­левого содержания структуры процесса саморегуляции преступной деятельности, можно констатировать, что существует достаточно отчетливая связь и единство между рациональными, эмоциональ­ными, волевыми и даже физиологическими феноменами как:

  • механизмов, участвующих в формировании и реализацииведущего (ядерного) и производных (текущих) образов (пред­ставлений) криминальной ситуации и действия;

  • механизмов, участвующих в подготовке (проигрывании) иреализации действий и рефлексивных воздействий на объектпреступления;

  • механизмов оценивания преступником своих действий сточкизрения норм криминальной субкультуры;

  • механизмов интеграции внешнего и внутреннего криминаль­ного опыта;

  • механизмов, участвующих в образовании автономности иавтоматизированное™ действия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]