Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

зания «словом, или бичом, или другим справедливым и дозволенным родом наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради пользы самого укрощаемого»1.

Впрочем, принуждение — мера исключительная. Она не нужна для тех людей, которые «живя по Богу, страшатся и желают, скорбят и радуются. А так как любовь их безукоризненна, то безукоризнен­ны у них и все эти душевные расположения. Боятся они вечного наказания, желают вечной жизни... боятся грешить, желают оста­ваться непоколебимыми, скорбят о грехах, радуются о делах добрых»2.

Град Божий, писал Августин, открыт для всех. Он «призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавли­вается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что... направляет­ся к одной и той же цели земного мира, если только не препятству­ет религии»3.

Воспевая Град Божий, Блаженный Августин вместе с тем призы­вал к совершенствованию земного.

Он наставлял правителей: «Мы называем христианских государей счастливыми, если они управляют справедливо, если окруженные лестью и крайним низкопоклонством не превозносятся, но помнят, что они — люди»; если употребляют свою власть на распространение почитания Бога и на служение Его величию; если медлят с наказа­ниями и охотно милуют; если сами эти наказания употребляют как необходимые средства для управления и охранения государства, а не для удовлетворения своей ненависти к врагам; если осуществляют помилование не для того, чтобы оставить неправду безнаказанной, а в надежде на исправление; если суровые приговоры смягчаются милосердием и благотворительностью; если обстановка и образ их жизни тем скромнее, чем более они могли бы быть роскошными; если они желают больше господствовать над дурными наклонностя­ми, чем над какими бы то ни было народами, и делают все это не из желания какой-либо пустой славы, а из любви к вечному счастью; если не пренебрегают приносить Богу за грехи свои жертву смирения, сожаления и молитвы»4.

1 Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1035, 1036.

2 Там же. С. 671.

3 Там же. С. 1038.

4 Там же. С. 263, 264.

22

Введение

С еще большей страстью он призывал простых людей вести пра­ведную жизнь и избавляться от своих пороков.

«Мы грешим, — отмечал Августин, — по двум причинам: либо не зная, что нужно делать, либо зная, не делаем то, что должны сделать1.

Главной причиной греховного падения человека было забвение ценностей христианства. Сердца христиан зачерствели. Они стали «каменными» потому, что в них не было доброй воли2. Они стали «низменными» потому, что их обуяла гордыня3.

Дорога к спасению была в смиренном благочестии. «Вот дорога, по которой возвращаются» к Богу, Который очищает нас от злых навыков и разрешает нас от «цепей, которые мы сами надели на себя»4.

Но, главное, человек должен был хранить верность христианским ценностям веры, надежды, любви5.

Тогда и земной град мог стать «образом Града Божьего»6.

Многие идеи Блаженного Августина развил Фома Аквинский (1225-1274 гг.), великий теолог Средневековья, первый из 33 учите­лей католической церкви7.

В его эпоху общество было больно многими болезнями, рожден­ными от греховной жизни людей. И он искал в законах — вечных, естественных, Божественных и человеческих — то средство, которое могло исцелить его.

Вечный закон, утверждал Фома Аквинский, невозможно познать. Это дано «только тем благословенным, кто может видеть Бога в Его Сущности». Но вместе с тем каждое разумное существо знает о нем по его отражению и воспринимает его как неизменную истину8.

К естественному закону Фома Аквинский относил то, к чему человек склонен по природе9.

Первым проявлением естественного закона стало стремление человека к самосохранению. Второе его проявление — стремление к

1 Блаженный Августин. Enchiridion (Настольная книга о вере, надежде, любви). Глава XXII // <httpp://www.ccel.org/a/augustine>.

2 См.: Блаженный Августин. О благодати и свободной воле. Глава 29 // <http://www. newadvent.org.fathers/1510htm>.

3 См.: Он же. О Граде Божием. С. 683.

4 См.: Он же. Исповедь. С. 64.

5 См.: Он же. Enchiridion. Глава XXX.

6 Он же. О Граде Божием. С. 708.

7 Подробный очерк об учении Фомы Аквинского см.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. Часть вторая. В мире распятого Христа. М., 2008. С. 230-271.

8 См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 93. Раздел 2.

9 Там же. Раздел 4.

23

1

См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 94. Раздел 2

2

Там же. Раздел 5.

3

Там же. Вопрос 100. Раздел 1.

4

Там же. Вопрос 94. Раздел 3.

5

Там же. Вопрос 20. Раздел 2.

6

Там же. Вопрос 100. Раздел 9.

7

Там же. Вопрос 99. Раздел 2.

8

Там же. Вопрос 100. Раздел 5.

9

Там же. Вопрос 91. Раздел 4.

10

Там же. Вопрос 97. Раздел 4.

24

Введение

Бога справедлива и правосудна. Она «дает каждой вещи то, что от­носится к ее природе и условиям бытия»1.

Более того, по убеждению Фомы Аквинского, все предписания Божественного закона определяются одной целью — справедливо­стью, поскольку «любая совместная жизнь людей основана на справедливости»2.

Справедливости противостоит несправедливость. Это «особое зло по отношению к такому особому объекту, как общее благо, которое оно презирает; вместе с тем это общее зло, имеющее собственные цели, поскольку презрение к общему благу может вести ко всем ви­дам зла»3.

В обществе, основанном на справедливости, не могло быть «раб­ской подчиненности», при которой «подчиняющий использует субъ­ект подчинения исключительно ради собственной выгоды». В спра­ведливом же обществе действует иная, экономическая или граждан­ская, подчиненность, при «которой подчиняющий использует субъект подчинения ради их общей выгоды и блага»4.

Требование справедливости обусловливало существование в об­ществе частной собственности. По мнению Фомы Аквинского, она необходима в силу многих причин. Во-первых, в силу того, «что каждый человек более бережно заботится о том, что принадлежит ему одному, а не всем вместе, а также потому, что он будет лениться и оставлять другим делать то, что касается общих дел сообщества, как это происходит в тех случаях, когда много слуг. Во-вторых, по­тому что дела людей организуются более правильно, если каждый человек проявляет заботу о своих делах; если такой заботы нет, воз­никают недоразумения, вызванные тем, что каждый должен следить за какими-то предметами, не имея к ним интереса. В-третьих, по­скольку безопасность государства обеспечивается в большей степени тогда, когда человек доволен тем, что он имеет... Споры возникают чаще там, где предметы собственности не разделены»5.

Собственность была одним из самым действенных средств обес­печения благосостояния общества. Общество «тем более совершен­но, чем более оно может обеспечить себя жизненно необходимым»6.

1 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопрос 21. Раздел 1.

2 Там же. Часть 2. Книга 1. Вопрос 100. Раздел 2.

3 Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 59. Раздел 1.

4 Там же. Часть 1. Вопрос 92. Раздел 2.

5 Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 66. Раздел 2.

6 Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 1.

25