Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

нической группы, языка, религии или культуры. Швейцария пони­мает себя как «нация политической воли» («Willensnation»), в основе которой лежат политические идеалы демократии, федерализма, ли­берализма, равенства языков и этносов и пр.

Согласно ст. 72 Конституции Швейцарии регулирование отноше­ний между церковью и государством находится в ведении кантонов.

В пределах своих соответствующих полномочий Конфедерация и кантоны могут предпринимать собственные меры к поддержанию мирных отношений между членами различных религиозных обществ. Не могут учреждаться епископства без согласия Конфедерации.

В соответствие со ст. 69 Конституции Швейцарии культура нахо­дится в ведении кантонов. Конфедерация может содействовать куль­турной деятельности, представляющей национальный интерес, и поддерживает культурную деятельность художественного и музы­кального характера, в частности путем повышения роли образования. При выполнении своих задач Конфедерация учитывает культурное и лингвистическое разнообразие страны.

Конфедерация может поощрять производство швейцарской ки­нематографической продукции, а также культуру в области кинема­тографа.

Официальными языками Конфедерации являются немецкий, французский и итальянский. Ретороманский является официальным языком в отношениях, которые Конфедерация поддерживаете граж­данами, владеющими ретороманским языком.

Кантоны устанавливают свои официальные языки. С тем чтобы сохранить согласие между лингвистическими сообществами, канто­ны следят за традиционным территориальным распространением языков и принимают во внимание интересы автохтонных лингвис­тических меньшинств.

Конфедерация и кантоны содействуют взаимопониманию и об­менам между лингвистическими сообществами, а также оказывает поддержку многоязычным кантонам в осуществлении их особых задач. Особую поддержку оказывает Конфедерация мерам, прини­маемым кантонами Граубюнден и Тичино по сохранению и поощ­рению ретороманского и итальянского языков.

§ 6. Международно-правовая проблематика отношений швейцарии с евросоюзом

Международно-правовая кооперация Швейцарии с Европейским союзом (ЕС) — один из наиболее острых и актуальных вопросов в

Глава 3. Правовая система Швейцарии

современной Швейцарии. Находясь в центре Европы и поддерживая с ЕС теснейшие отношения, Швейцария стоит сейчас перед истори­ческой проблемой сочетания своей правовой самостоятельности (а также институтов прямой демократии) с объективной необходи­мостью унифицировать свое право с правом ЕС.

Сотрудничество Берна и Брюсселя формируется в настоящее вре­мя на основе двух пакетов «билатеральных» (двусторонних) догово­ров, которые являются фактически заменой полноценного членства Швейцарии в ЕС (вступили в силу соответственно в 2002 и 2005 гг.). Со своей стороны Швейцария является членом «Европейской ассо­циации свободной торговли» (EACT/EFTA), созданной 4 января 1960 г. как альтернатива учрежденному в 1958 г. единому Европейс­кому экономическому пространству.

' Когда-то участниками ЕАСТ были Великобритания, Дания, Пор­тугалия, Швейцария, Швеция, Австрия и Финляндия. Все измени­лось в 1990-е гг. после создания современного Евросоюза. ЕС дал уникальную возможность объединить процессы экономической ин­теграции с развитием институтов демократии. Швеция, Австрия и Финляндия провели референдумы и решили войти в ЕС, покинув ЕАСТ. Норвежские подданные приняли противоположное решение, подключившись, впрочем, к Шенгену.

Швейцария так же провела плебисцит по поводу вхождения в экономические структуры ЕС, однако референдум был плохо подго­товлен, и 6 декабря 1992 г. минимальным преимуществом победу одержали противники вступления в Общий рынок. Тем самым ЕАСТ превратилась в сообщество малых стран (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), при этом каждый из членов этого избран­ного клуба по своему строил отношения со все более могуществен­ным Евросоюзом.

В то время как Исландия, Норвегия, и даже Лихтенштейн, при­няли решение о присоединении к экономическим структурам ЕС, Швейцария пошла долгим и трудоемким путем заключения с Брюс­селем «билатеральных соглашений» (двусторонних договоров, регу­лирующих те или иные сферы сотрудничества). В последнее время в Швейцарии ведется активная общественная полемика на предмет «плюсов» и «минусов» членства в ЕС.

Представители бюргерского политического лагеря и лидеры швейцарской экономики считают, что «билатеральный» формат от­ношений был и остается единственно верным способом кооперации с Евросоюзом. Сторонники вступления Швейцарии в ЕС, представ­ляющие, прежде всего, левый политический фланг, указывают на то,

271

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

что не существует 100-процентной гарантии того, что условия, при которых «билатеральный» путь сохраняет свою выгодность и адек­ватность, навсегда останутся неизменными.

Каковы эти условия? Во-первых, Швейцария должна иметь воз­можность участвовать в процессе выработки правовых решений по любому вопросу, касающемуся двусторонних отношений ЕС и Швейцарии. Во-вторых, Евросоюз сам должен быть готов и дальше следовать по «билатеральному» пути. В-третьих, рамочные экономи­ческие условия должны оставаться выгодными для Швейцарии. Вста­ет вопрос: как долго все эти три условия будут выполняться одновре­менно?

Что касается первого условия, то в настоящее время Швейцария, в самом деле, может в отдельных случаях, например в рамках Шен­генского соглашения, принимать участие в организации тех или иных процессов, однако полноценно определять то, как эти процессы должны выглядеть, Швейцария не может.

А вот Евросоюз уже сейчас очень активно влияет на ход полити­ческих процессов в Швейцарии. В период с 2004 по 2007 г. практи­чески каждый второй вопрос, стоявший на повестке дня парламента Швейцарии, так или иначе был связан с Европейским Союзом. При этом в 15% случаев парламент Конфедерации принимал решения, фактически перенимая право ЕС. Интересно, что этот показатель, например, в Австрии, находится примерно на таком же уровне.

Евроскептики в Швейцарии утверждают, что эти 15% не следует переоценивать, поскольку речь в данном случае идет о всего лишь второстепенных правовых нормах, тогда как главные вопросы, каса­ющиеся экономической, социальной и налоговой политики, все еще находятся в суверенных швейцарских руках.

И тем не менее Федеральный совет в своем «Внешнеполитиче­ском докладе» 2009 г. делает вывод о том, что «пространство для ав­тономной политики Швейцарии становится все более узким». В свя­зи с этим, по мнению Правительства, Берн должен подумать о том, как ему закрепить за собой более активные права на участие в при­нятии действительно важных правовых и политических решений в рамках Евросоюза.

Однако добиться этого будет очень нелегко. И здесь мы касаемся второго условия. В последние месяцы ЕС значительно ужесточил свой тон в диалоге со Швейцарией. Брюссель уже не довольствуется просто тем фактом, что Швейцария явочным порядком, в рамках тех или иных соглашений, вводит у себя части европейского права. Евросоюз хотел бы, чтобы в будущем Швейцария вводила у себя