Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

сора Болонского университета Аккурсия, в которую вошло около 96 тысяч глосс (издана примерно в 1230 г.)1.

Появляются научные трактаты по римскому праву. Одним из первых стал трактат «Извлечения Петра» (Exceptiones Petri), создан­ный во второй половине XI в. на юге Франции — в Провансе в целях разъяснения сложных вопросов права. Эта в цель в прологе к трак­тату была сформулирована следующим образом: «Так как даже наи­более сведущим в знании права ученым невозможно прийти к опре­деленному заключению относительно многих и различных видов казусов, по причине всякого рода сомнительных случаев, то да поз­волено будет нам выяснить результаты юридических решений и кон- троверс путем исследования сущности естественного и гражданско­го права»2.

В Болонье было составлено несколько учебников, в которых со­держались не только толкование норм римского права, но и доста­точно целостное изложение общих принципов права. Так, автор учебника Suma Trecensis (Тройской суммы знаний) указывал, что законы должны толковаться гуманно, таким образом, чтобы был сохранен их общий смысл и они не расходились со справедливостью; что предписания закона должны исполняться лишь тогда, когда они совпадают с требованиями справедливости3.

Мощные центры правовой науки сформировались в Ломбардии, в частности в Павии, а также в Равенне, долгое время конкурировав­шей с Болоньей.

В XIV в. на смену глоссаторам приходит новая школа — постглос­саторов, которая первоначально сложилась в Монпелье, Орлеане и на юго-востоке Франции, а впоследствии укоренилась в Париже. Она ставила задачу практического применения вновь обретенного рим­ского права.

Первым наиболее значимым научным трудом стал трактат «Кодекс» (Lo Codi), появившийся в Провансе примерно в середине XII в. и служивший пособием для судей. Тем же целям служила составленная в Орлеане (примерно в 1260 г.) и основанная главным образом на римских источниках «Книга правосудия и тяжб» (Le livre de justice et de plaid).

Нормы римского права сохранялись и во многих кутюмах (обы­чаях), действовавших в разных частях Франции, о чем свидетельству­ют такие компиляции обычаев, как Ордонансы Людовика Святого

1 Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 57.

2 Цит. по: Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 24.

3 Там же. С. 39.

46

Введение

(Etablissement de Saint Louis) и Кутюмы Бовези (Coutime de Beauvai- sis), написанные великим юристом Франции Бомануаром. Наиболее глубоко римское право повлияло на решение общих вопросов охра­ны прав и процессуальных форм ее-осуществления.

Вопреки устоявшемуся мнению, следует подчеркнуть, что италь­янская правовая школа сохраняла ведущие позиции в движении постглоссаторов. Так, Бартол (1313-1357 гг.), самый известный из постглоссаторов, чьи комментарии к Кодексу Юстиниана (Corpus Jirus Civilis) были признаны доктринальным источником не только в Италии, но и во многих других государствах1, работал и преподавал только в итальянских университетах — в Болонье, Перудже и Пизе. Представителем итальянской школы был и другой великий постлос- сатор, ученик Бартола — Бальдус (1327-1400 гг.), читавший лекции в Перудже, Болонье, Пизе, Флоренции, Падуе и Павии и написав­ший много классических работ, в частности комментарии к Собра­нию законов о феодах (Libri Feudorum).

Западноевропейские и, прежде всего, итальянские университеты сыграли огромную роль в развитии права. По некоторым оценкам, только в одном Болонском университете право одновременно изу­чали до 10 тыс. человек не только из разных городов Италии, но и многих государств и княжеств Западной Европы: Франции, Герма­нии, Англии, Испании, Фландрии и других2.

Обращаясь к этой теме, Г. Берман писал: «Воспитанные в духе новой юридической науки, новые поколения университетских вы­пускников поступали на службу в канцелярии и другие учреждения возникавших в то время церковных и светских политий и станови­лись советниками, судьями, адвокатами, администраторами, соста­вителями проектов законов. Они прилагали свои знания для того, чтобы придать стройность и связность растущему множеству право­вых норм, помогая таким образом вылепить новые правовые системы из материала старых правовых порядков, которые прежде были почти совершенно растворены в общественном обычае и политических и религиозных институтах»3.

Следует также подчеркнуть, что именно университеты заклады­вали фундамент будущего единства романо-германского сообщества права. Право преподавалось там, «как четко очерченный и система­

1 В частности, в статутах 1427 и 1433 гг. Испании и в статуте 1446 г. Португалии было установлено, что мнения Бартола считаются обязательным доктринальным толкованием в тех случаях, когда молчат источники римского права и кбймента- рии Аккурсия.

2 См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 160.

3 Там же. С. 124.

47