Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

Священной Римской империи подтверждение своего «автономного» статуса.

На протяжении следующих нескольких столетий в состав Кон­федерации входили либо добровольно, либо принудительно новые кантоны, во многих из которых действовало собственное городское и земское право. Основные нормы обычного права не только учиты­вались при вынесении судебных решений, но и впоследствии при­обрели кодифицированный характер. На формирование правовой системы Швейцарии продолжали оказывать существенное влияние принципы и нормы римского права, которые учитывались и приме­нялись наряду с местными нормами.

По мере присоединения к Швейцарской конфедерации новых кан­тонов издавались различные постановления, направленные на даль­нейшее объединение отдельных кантонов. Так, принятая в 1370 г. так называемая Священническая грамота («Der Pfaffenbrief») стала первой попыткой унификации права на территории Швейцарской Конфедерации. Подписавшие грамоту земли Цюрих, Люцерн, Цуг, Ури, Швиц и Унтервальден устанавливали, что на их территории как светские, так и церковные персоны обязаны подчиняться местным властям. Живущим на территории данной земли церковным деятелям запрещалась обращаться в «чужие суды», то есть в суды других земель из числа подписавших грамоту, за исключением дел брачного и чис­то церковного характера1. Результатом принятия Священнической грамоты явилось, таким образом, разграничение светской и церков­ной юрисдикции.

В период с 1499 г. (после так называемой Швабской войны) до 1648 г. (заключение Вестфальского мира после Тридцатилетней вой­ны в Европе) происходит процесс эмансипации швейцарских земель от Священной Римской империи германской нации. В результате в правовом смысле страна оказывается в некоторой изоляции, при­обретая свои уникальные особенности.

В частности, в так называемой Старой Конфедерации, сложив­шейся в целом после войн с Бургундией в конце XV в., и просущест­вовавшей вплоть до 1798 г., то есть до вторжения войск Наполеона, не действовал принцип равного для всех права. Правом было то, что определяли для себя правящие городские патрицианские роды. Ин­тересы деревни, таким образом, фактически игнорировались, как не учитывались и права фактических земель-«колоний», так называемых

1 См. Подробнее: Domeisen n. Schweizer Verfassungsgeschichte, Geschichtsphilosophie

und Ideologie, Bern, 1978. S. 43.

256

Глава 3. Правовая система Швейцарии

присоединенных земель (zugewandte Orte), которые только в начале XIX века стали полноценными кантонами.

Особый период в развитии швейцарского права представляет собой эпоха Гельветической Республики, просуществовавшей с 1798 по 1802 г.

12 апреля 1798 г. в Швейцарии, ставшей после вторжения войск Наполеона унитарной республикой, вводилась новая, самая совре­менная для того времени конституция.

Если правовая основа Старой Конфедерации представляла собой набор самых разных документов, образов действия и традиций, то новая Конституция была, единым и всеобъемлющим документом, являющимся не суммой уже накопленного правового опыта, а неким совершенно новым началом.

Она была короткой и оставляла множество вопросов открытыми, рассчитывая на дальнейшую законодательную деятельность. Однако она сделала главное, а именно провозгласила в ст. 19 всех длительно проживающих на территории Швейцарии людей ее гражданами. Здесь было, правда, одно «но»: гражданами объявлялись жители Швейцарии только мужского пола. С принятием Конституции граж­данин Швейцарии мужского пола становился не только членом об­щины, но и гражданином государства, т.е. возникал некий совершен­но новый уровень политического бытия, на котором человек входил с национальным государством в прямые отношения.

Это государство было унитарным, то есть его суверенитет не был на основе субсидиарного принципа разделен между общиной, кан­тоном и государством в целом, но распространялся сразу на всю национально-государственную территорию. Однако сколь бы цент- ралистской ни была такая система власти, она в конечном счете за­висела от того, признает ли ее большинство народа или нет.

Правительственная власть ограничена в конечном счете только волей народа. Народ же согласен с существованием государства в его актуальной форме только в той мере, в какой это государство отве­чает его, народа, интересам. Интерес же народа состоит в том, чтобы государство создавало порядок, гарантирующий свободу и собствен­ность и одновременно положительно воспринимаемый с нравствен­ной точки зрения. Государство, таким образом, есть выражение нрав­ственности, а потому оно накладывает на своих граждан обязанность гражданской добродетели.

Такая обязанность была закреплена в ст. 14 Конституции Гельве­тической Республики в следующей форме: «Гражданин несет обя­занности перед отечеством, своей семьей и перед нуждающимися.

257