Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

1 См.: Авраменко с.Л. Новая конституция Швейцарской Конфедерации: пра­во и современность: сборник научных работ (1995-2001). М.: мгугт, 2001. С. 40-53.

2 Текст Конституции Швейцарии от 18 апреля 1999 г. на русском языке см.: <http:// constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm>.

263


Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

В Первом разделе излагаются общие положения, характеризу­ющие сущность современной Конфедерации. К этим положениям относятся определение федеративного государства, цели Конфеде­рации, суверенный статус кантонов и языковое многообразие. Из новой Конституции исчезло понятие «полукантон», хотя сохрани­лось положение о том (ст. 142), что полукантон имеет половинное количество голосов кантона. Статья 4 устанавливает, что деятель­ность государства базируется на законодательной базе, другими словами, государственные органы не могут действовать, не имея на то законодательного основания.

Второй раздел посвящен основным (гражданским и политиче­ским) правам, а также социальным целям государства. Основные права изложены в 30 статьях, которые фактически модернизировали и упорядочили существовавшие ранее писаные и неписаные права и традиции. Параллельно из Основного закона были устранены оче­видные архаизмы, например: положение о налоге на вселение невес­ты в дом супруга; запрет кантонам иметь армию численностью более 300 человек; положение об обязанности кантонов оказывать друг другу военную помощь (прямой отголосок норм «Союзной грамоты» 1291 г.); запрет на производство абсента (очень крепкого алкоголь­ного напитка на основе полынных трав).

Вместе с тем в Конституцию были включены нормы, ранее в ней отсутствовавшие. Так, ранее в Швейцарии никем не оспаривалось право личности на жизнь и личную свободу, а также никто не про­тестовал и против запрета произвола, однако в Конституции эти нормы закреплены не были. Не было отдельной статьи и о защите свободы вероисповедания (с учетом серьезных проблемы, связанных с интеграцией евреев в швейцарское общество в XIX в., отсутствие этой нормы становится понятным).

Новая Конституция Швейцарии впервые в национальной истории четко гарантирует: защиту человеческого достоинства (ст. 7); защиту от произвола (ст. 9); право на жизнь и личную свободу (ст. 10); защи­ту детей и подростков (ст. 11); защиту частной жизни (ст. 13); свобо­ду мнений и информации (ст. 16); право изъясняться на любом языке (ст. 18, таким образом, косвенно защищает диалекты и способствует их развитию); свободу науки (ст. 20); свободу культуры (ст. 21); сво­боду собраний (ст. 22).

Ряд статей Конституции являются абсолютно новаторскими, по­хожие нормы прописаны далеко не в каждой конституции мира. Имеются в виду, например, логичная для горной страны гарантия права на помощь в чрезвычайной ситуации (ст. 12), а также защита

264

Глава 3. Правовая система Швейцарии

от выдачи и высылки (ст. 25), гарантия свободы средств информации (ст. 17). Статья 41 впервые четко постулирует социальную направ­ленность Швейцарского государства. В частности, говорится о том, что федерация и кантоны осуществляют социальную деятельность в рамках своих компетенций и имеющихся в их распоряжении средств, каждый гражданин имеет право на социальную безопасность, семья и дети пользуются особой защитой. При этом, правда, оговаривает­ся, что данные положения имеют принципиальный характер и не являются основанием для конкретных претензий к государству.

Третий раздел регулирует функционирование Швейцарского фе­деративного государства. В частности, устанавливается порядок от­ношений между федерацией (федеральным центром) и кантонами. В центре раздела находится общий принцип, в соответствии с кото­рым центр выполняет только те функции, которые объективно тре­буют единого регулирования или полноценное выполнение которых превышает возможности кантонов. В целом по новой Конституции кантоны имеют право выполнять все функции, которые однозначно не отнесены к компетенции центра. Вместе с тем центр и кантоны обязаны сотрудничать и вести взаимодействие в духе взаимного ува­жения. Кроме того, в этом разделе закреплены нормы, которые от­сутствовали в прежней Конституции: в ней не было принципа суб­сидиарности, не оговаривалась свобода выбора кантонами форм исполнения федерального права, не было и принципа участия кан­тонов во внешней политике.

В ст. 42-49 подробно изложены принципы разграничения пол­номочий и компетенций между Конфедерацией и кантонами. Ста­тья 50 устанавливает трехступенчатую модель Швейцарского феде­ративного государства, состоящую из общин (низший уровень, все­го 2873 общины), кантонов (23 кантона, три из которых поделены на полукантоны, то есть всего фактически 26 кантонов) и федерации. В ней закреплена автономия общин (ранее такое положение в Кон­ституции отсутствовало); кроме того, федерация обязана при выпол­нении своих функций учитывать специфические особенности горо­дов, агломераций, горных областей и т.д.

В отдельной главе подробно определяются компетенции центра в отдельных областях, а также очерчиваются сферы совместной ком­петенции центра и кантонов. В частности, новая Конституция опре­деляет задачи Конфедерации в области внешней политики и пере­числяет ее внешнеполитические цели (ст. 54). Статья 55 гарантирует право кантонов принимать участие в выработке внешнеполитических Решений в случае, если напрямую затрагивается сфера их интересов

265