Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Введение

или местного права. Обращаясь к этой теме, П.Г. Виноградов писал: «Там, где, как в саксонских землях, крайнему партикуляризму и неопределенности юридических норм было оказано национальное противодействие, германское право показало себя способным раз­виваться самостоятельно»1.

При этом отметим, что в Германии рецепция римского права не была продолжительной. Она началась в конце XV в. и уже через не­сколько десятилетий была прервана Реформацией, одним из лозунгов которой был отказ от римского права. В частности, было выдвинуто требование: «Все доктора права должны быть устранены, и правосудие должно твориться по закону Моисея, потому что не годится людям пользоваться лучшим законом, чем тот, который возвещен Богом»2. В дальнейшем рецепцию римского права сдерживали те обычаи, которые сложились в немецких землях и к концу XVIII в. нашли мощную поддержку со стороны исторической школы права.

Рецепция римского права сдерживалась и более глубинными про­цессами. С конца XVI в. в Центральной и Южной Европе наступило время застоя, природу которого на примере поэтического искусства блистательно раскрыл Й. Хейзинга: «Мы видим всеобщее бессилие сочинить что-либо новое; происходит лишь обработка, модерниза­ция старого материала. Наступает передышка в мышлении; творче­ский дух завершил построение здания Средневековья и еле вороча­ется от усталости. Повсюду запустение и увядание. Люди взирают на мир в отчаянии, все движется вспять, душу гнетут уныние и тревога»3.

Но это было только затишье перед великими революциями, в огне которых родилось новое право.

§ 4. Революционное правотворчество

Век великих преобразований, который начался с Реформации в Германии, Голландии и Англии, едва не разрушил систему романо­германского права.

Самой заметной потерей стало отделение системы общего права, которое стало развиваться в Англии и подвластных ей владениях в рамках другой правовой традиции.

Дальнейший раскол романо-германской традиции права был предопределен еще более мощным революционным взрывом — Ве­ликой Французской революцией.

1 Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 82. Речь, в частности,

идет о таком великом памятнике законотворчества, как Саксонское зерцало.

2 Там же. С. 93.

3 Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. С. 329.

49

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

Вряд ли уместен какой-либо подробный обзор предпосылок из­менения общественного сознания, подготовивших коренные изме­нения в общественном и государственном устройстве Франции. Нет необходимости и в подробном изложении истории революционного законодательства, сложной, переменчивой, полной драматических страниц. Это — предмет отдельной темы. Поэтому обратимся непо­средственно к тем актам, которые определили дальнейшее развитие романо-германской традиции права.

Первой в их ряду стоит Декларация прав человека и гражданина. Она была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. на основе проекта аббата Э. Сийеса. Это был документ удивительно мощной энергии, в котором явственно проступали черты нового права — и по содержанию, и по форме изложения норм.

Было бы неправильно пересказывать содержание Декларации прав человека и гражданина. Любое изложение ее текста не даст возможности ощутить то вдохновение, которое придало ей особую силу. Поэтому лучше, если читатель сам вдумчиво ее прочтет и при­слушается к дыханию ее ритмичных и чеканных строк.

«Представители Французского Народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что невежество, забвение прав Человека или пренебрежение ими являются единственной причиной обществен­ных бедствий и испорченности Правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчужда­емые и священные права Человека...

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия не могут устанавливаться, если они не служат общей пользе.

Статья 2. Цель любого политического союза заключается в сохра­нении естественных и неотъемлемых прав Человека. Это права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3. Единый Суверенитет в своей основе принадлежит На­ции. Ни одно учреждение, ни одно лицо не могут осуществлять власть, на которую они не уполномочены в ясно выраженной форме.

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не при­чиняет вреда другому. Естественное осуществление прав каждого человека должно быть ограничено лишь теми пределами, которые гарантируют другим Членам Общества пользование теми же права­ми. Указанные пределы не могут устанавливаться иначе как Зако­ном.

Статья 5. Закон не имеет права запрещать действия, которые не причиняют вреда Обществу. Все, что не запрещено Законом, то доз­

Введение

волено, и никто не может быть принужден делать то, что не предпи­сано Законом.

Статья 6. Закон есть выражение общей воли, все Граждане имеют право участвовать непосредственно либо через своих Представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, и в тех случаях, ко­гда он охраняет, и в тех случаях, когда он карает. Все Граждане, по­скольку они равны перед лицом Закона, имеют равные основания быть допущенными к любым общественным постам, должностям и про­фессиям в соответствии с их способностями и без каких-либо иных отличий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и талантами.

Статья 7. Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, установленных Законом, и в том порядке, который предусмотрен в нем. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произ­воле приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызван­ный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно пови­новаться; он несет ответственность за оказанное им сопротивление.

Статья 8. Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу Закона, принятого и обнародованного до совершения правона­рушения и примененного законным образом.

Статья 9. Каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет установлена; поэтому, если арест признается неизбежным, любые излишне суровые меры, которые не являются необходимыми для задержания лица, должны строжайше пресекаться Законом.

Статья 10. Ни одно лицо не должно притесняться за его убежде­ния, в том числе религиозные, если способ их выражения не нару­шает общественный порядок, установленный Законом.

Статья 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав Человека; каждый Гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая только за злоупо­требления этой свободой в случаях, предусмотренных Законом.

Статья 12. Права Человека и Гражданина гарантируются при не­обходимости силой государственной власти; она создается в интере­сах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13. Для содержания государственной власти и для расходов на управление необходимы общественные сборы; они должны рав­номерно распределяться между всеми гражданами в соответствии с их возможностями.

Статья 14. Все Граждане имеют право сами или через своих пред­ставителей определять необходимость государственных налогов,

51