Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sravnitelnoe_pravo_t_2_Lafitskiy (1).docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

тонами, заключенного в 1815 г. после падения Гельветической Рес­публики. Однако затем перед конституционной комиссией была пос­тавлена иная задача: дать Швейцарии национальную и демократи­ческую конституцию, создав тем самым новое союзное государство.

При обсуждении вопроса создания «правительственных институ­тов союзной власти» («Bundesbehorden») на передний план вышли определенные разногласия, поэтому уже на втором заседании комис­сии было решено сойтись на промежуточном решении, предусмат­ривавшем создание двухпалатного парламента по образцу США.

Свою работу комиссия завершила 8 апреля 1848 г. Результатом ее усилий стала не просто ревизия союзного договора 1815 г. Была соз­дана национально-государственная конституция, (обозначенная как «Федеративная конституция», или «Bundesverfassung»), содержащая в себе ярко выраженные элементы федеративного государственного устройства. Вопрос о характере взаимоотношений кантонов и цент­рального правительства был, вообще говоря, решен в пользу послед­него, однако, чтобы не отпугнуть большинство кантонов, комиссия решила на первых порах не заострять внимание на этой проблеме и оставить ее, так сказать, в «подвешенном» состоянии.

16 мая 1848 г. старый общешвейцарский «Собор» («Tagsatzung»), исполнявший примерно с XV в. роль единственной надкантональной совещательной структуры без каких-либо реальных прав и полномо­чий, собрался на одно из своих последних заседаний с тем, чтобы окончательно утвердить текст Федеративной Конституции. В центре внимания, что совершенно естественно, оказался вопрос сохранения прав кантонов.

В результате долгих споров принятая новая Федеративная Кон­ституция ни словом не упоминала о том, что «союз» («Bund») явля­ется суверенным государством, пусть даже через описание его пол­номочий и задач это было более чем очевидно. Конституция как бы исходила из того, что новое федеративное государство продолжает, как и раньше, оставаться союзом суверенных кантонов, закрепив в ст. 1: «Die durch gegenwartigen Bund vereinigten Volkerschaften der zwei- undzwanzig souveranen Kantone bilden in ihrer Gesamtheit die schweize- rische Eidgenossenschaft»1. Эта формулировка, правда, в ст. 3 подвер­галась существенному ограничению: «Die Kantone sind souveran, so- weit ihre Souveranitat nicht durch die Bundesverfassung eingeschrankt ist»2.

1 «Все посредством нынешнего союза объединенные народы 22 суверенных канто­нов... Образуют в их единстве швейцарскую Конфедерацию» (нем.).

2 «Кантоны суверенны в той степени, в какой их суверенитет не ограничен феде­ральной конституцией» (нем.).

Глава 3. Правовая система Швейцарии

Обе формулировки сохранились в тексте конституции и после так называемой тотальной ревизии, проведенной в 1874 г. Таким обра­зом, заложенная еще в 1848 г. определенная правовая неясность сохранилась до наших дней, что в исторической перспективе стало, скорее, преимуществом, нежели недостатком. Сознательным обра­зом созданная «серая зона закона» расширяла поле для политических маневров и давала больше шансов на достижение того или иного компромисса. 27 июня 1848 г. было принято решение принять уточ­ненный текст Федеративной Конституции и предоставить ее канто­нам на ратификацию. 12 сентября 1848 г. новая Федеративная Кон­ституция официально вступила в силу.

Как указывает консервативный швейцарский историк Э. Хис, акт вступления в силу нового Основного закона «произошел не из норм действующего права, а на основе самопровозглашенной компетен­ции». Выиграв гражданскую войну в 1847 г., либеральные и протес­тантские кантоны настояли на своей воле и создали новое право. Тем не менее Э. Хис признает, что с учетом существовавших условий, старый «Собор» действовал максимально умно и осторожно1.

В последующие годы попыток оспорить принятую Конституцию предпринято в Швейцарии не было. Ее противники предпочти под­чиниться ходу событий, а Швейцария впервые в истории приобрела солидный фундамент для своего дальнейшего развития уже в каче­стве современного национального государства.

В результате принятия Конституции 1848 г. из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство, в котором впервые был создан постоянный коллектив­ный орган исполнительной власти — Федеральный совет из семи членов, избираемых Федеральным собранием в составе двух палат парламента: Национального совета (большая палата) и Совета кан­тонов (малая палата).

В 1874 г. Конституция 1848 г. была подвергнута «первой тотальной ревизии». Необходимость ревизии Конституции проявилась в ре­зультате франко-германской войны, начавшейся в августе 1870 г. и завершившейся в январе 1871 г. поражением Франции, падением выросшего в Швейцарии императора Наполеона III и провозглаше­нием Германской империи. Объединение Германии объективно уси­лило тех в Швейцарии, кто выступал за оттеснение церкви от рыча­гов государственной власти и общественного влияния, за передачу

1 См.: His Е. Geschichte des neuem schweizerischen Staatsrechts. Bd. 3: Der Bundesstaat von 1848 bis 1914. Basel, 1938. S. 23.

261

Часть 1. Романо-германское правовое сообщество

центральному руководству как можно больше компетенций, а глав­ное , за создание унифицированной, управляемой из центра, армии.

4 июля 1873 г. Федеральный совет подготовил «Послание» в свя­зи с необходимостью пересмотра федеральной Конституции Швей­царии. Среди самых важных поправок были предложения: передать в распоряжение центра исключительную компетенцию в военной сфере; ввести факультативный референдум по законодательным во­просам; четко закрепить свободу совести и вероисповедания, в том числе и для нехристианских конфессий; ввести в число конституци­онных норм свободу торговли и занятий бизнесом; расширить права людей «вновь поселившихся» на территории «неродных» для себя общин, т.е. права внутренних мигрантов; передать центру исключи­тельное право унифицировать систему мер и весов, а также граждан­ского и процессуального законодательства.

В прошедшем 19 апреля 1874 г. референдуме приняло участие небывалое количество имеющих право голоса (80%). Против попра­вок к Конституции было подано 198 013 голосов, тогда как за них проголосовало 340 199 человек. 29 мая 1874 г. новая Конституция Швейцарии вступила в силу.

Этот документ запустил целую лавину новых законодательных актов, образовавших к концу XIX в. более или менее надежный, а главное, унифицированный, правовой фундамент функциониро­вания Швейцарского государства.

В 1877 г. вступило в силу фабричное законодательство, в 1883 г. — корпоративное право, в 1889 г. заработал Закон о взимании долгов и банкротстве, в 1898 г. началась конкретная работа по унификации гражданского и уголовного законодательства. Единственной об­ластью, где конституция 1874 г. не смогла привести к фундаменталь­ным переменам, была область политических прав женщин. Однако наиболее важной новацией, содержавшейся во «Второй Федеральной Конституции», являлось закрепленное право народа выносить на «факультативный референдум» любой принятый парламентом закон. Тем самым в Швейцарии были заложены современные институты прямой демократии.

Важнейшим фактором общественно-политической модернизации швейцарского общества стала вторая «тотальная ревизия» Консти­туции, произошедшая в 2000 г. Однако сама работа по пересмотру Конституции началась еще в 1973 г., когда так называемая Комиссия Валена предоставила Правительству итоговый доклад и рекомендо­вала продолжить работу над проектом новой конституции в рамках более обширной комиссии.

262

Глава 3. Правовая система Швейцарии

В 1974 г. во главе расширенной «Конституционной Комиссии» встал министр полиции и юстиции федеральный советник Курт Фур- глер- Дополнительный импульс работе комиссии придал столетний юбилей первой «тотальной ревизии» швейцарской Конституции 1874 г. Менялась и международная обстановка: Швейцария подпи­сала, наконец, «Европейскую конвенцию прав человека», в том же году началась общемировая промышленная рецессия.

В 1977 г. Комиссия Фурглера представила довольно смелый про­ект новой конституции. В 1978 г. проект был спущен в кантоны на согласование в рамках «Процедуры экспертного согласования и общественной экспертизы» («Vernehmlassungsverfahren») — и фак­тически заморожен почти на два десятилетия. Лишь в середине 1990-х гг., когда в Швейцарии началась совершенно новая духовно­моральная эпоха, Федеральный совет смог «разморозить» проект второй «тотальной ревизии», опубликовав 20 ноября 1995 г. «Посла­ние к реформе Федеральной Конституции».

К этому времени большинство населения осознало, что устарелая, написанная малопонятным современному человеку языком, запу­танная (с 1874 г. в нее было внесено более 140 поправок) националь­ная Конституция нуждается в решительном обновлении1. 18 апреля 1999 г. в Швейцарии прошел референдум по новой Конституции. За нее высказалось 59,2% голосовавших и 13 из 26 кантонов. Явка из­бирателей была очень невысокой — к избирательным урнам пришло всего 35% имевших право голоса. 1 января 2000 г. Конституция всту­пила в силу2.

Как уже отмечалось, новый Основной закон был написан четким и понятным языком; кроме того, в отличие от предыдущей редакции, он был ясно структурированным документом, состоящим из Преам­булы и шести разделов.

■ Преамбула отличалась совершенно новыми акцентами, которые учитывали современные реалии. Ранее в ней содержались положения исключительно «внутреннего» характера, в то время как сегодняшняя Преамбула подчеркивает неразрывную связь государственного суве­ренитета Швейцарии с открытостью миру, подчеркивает мысль о необходимости развивать толерантность и укреплять гражданскую ответственность перед грядущими поколениями.