Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2002_Чиркин Конституционное право зарубежных ст...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
6.87 Mб
Скачать

Глава 6. Основы организации государственной власти

§ 3. Единство государственной власти

147

ветвь может дополнять своими действиями другую, помогать ей, в какой-то мере замещать ее, если это не затрагивает существенные прерогативы первой, не встречает ее возражений и согласуется с конституцией.

Разделение властей ведет к различиям в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, содер­жит возможность конфликтов ветвей на правовой основе, но нельзя доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам госу­дарственной политики все ветви власти должны действовать согласо­ванно, иначе невозможно управлять обществом. Такое развитие собы­тий, когда противоречия властей доводятся до стадии борьбы, как по­казывает опыт отдельных постсоциалистических и развивающихся стран, имеет только разрушительный характер.

В современной зарубежной политологии есть и другие взгляды о разделении властей. Различает власть постановляющую (власть боль­шинства) и противодействующую (роль оппозиции, эту власть называ­ют трибутарной), проводят разделение власти между правящими и управляемыми, наконец, между решающей и контрольной властями.

Выше речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне го­сударства как целого, без учета особенностей его политико-территори­ального устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных государст­вах, имеющих автономные образования политического характера, су­ществует вертикальное разделение властей (государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов, а также государст­венной власти политической автономии в унитарном государстве), а в связи с концепциями публичной власти территориального коллек­тива — также разделение государственной власти и власти местного са­моуправления.

Первая проблема решается на основе разграничения полномочий (предметов ведения) между федерацией и ее субъектами путем уста­новления исключительных полномочий федерации, принципа верхо­венства федерального закона в сфере совместных полномочий и верхо­венства закона субъекта федерации всфере полномочий, отнесенных к его исключительному ведению. С автономией дело обстоит несколько иначе: в конституциях и иных законах четко перечисляются вопросы, по которым органы политической автономии могут принимать мест­ные законы по ограниченному кругу вопросов (а иногда они принима­ют не законы, а лишь постановления, как это имеет место в Крыму или с 1999 г. в британской автономии Уэльс). Третья проблема — разграни­чение полномочий государственной власти (унитарного государства или субъекта федерации) и власти местного самоуправления. Она ре­шается по-разному. Если в административно-территориальных еди-

ницах создаются местные органы государственной власти (например, государственные администрации в областях и районах на Украине по Конституции 1996 г.) и наряду с ними существуют местные выборные советы как органы местного самоуправления, полномочия между ни­ми разграничиваются в конституциях или специальных законах. Но иногда на местах не бывает назначенных органов государства или представителей государственной власти (комиссаров, губернаторов, префектов), а существуют только органы иной публичной власти — власти территориального коллектива (местное самоуправление). В этом случае конституция и законы также определяют объем полно­мочий местных советов (органов местного самоуправления), но функ­ции государственной власти они могут осуществлять только тогда, ко­гда это им поручено государством.

Разделение властей — демократическая концепция. Она направле­на против авторитаризма, тоталитаризма. Однако преувеличение зна­чения разделимости ведет к неуправляемости государства.