Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Томсинов. Хрестоматия Древность и Средневековье 1-й том.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.92 Mб
Скачать

156

Раздел 2. Античное государство и право

  1. Вещью обязуется и тот, кто получил недолжное от того, кто по ошибке заплатил; против него может быть вчиняем иск по фор- муле: “если явствует, что та'кой-то обязан дать”, как будто бы он получил заем. Вот почему некоторые полагают, что малолетний или женщина, которым дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не следует, столь же мало обязаны возвратить это по судебному требованию, как и на основании займа. Впрочем, сей вид обязательства, по-видимому, не происходит из договора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, скорее, хочет прекратить обязательственное отношение, чем заключить.

  2. Вербальное обязательство (verbis obligatio) заключается посредством вопроса и ответа, например: Торжественно обещаешь дать? Торжественно обещаю дать! (Dari spondes? Spondeo!) Даешь? Даю!(БаЫз? Dabo!) Обещаешь? Обещаю! (Promittis? Promitto!) Да- ешь честное слово исполнить свое обещание? Даю честное слово исполнить свое обещание! (Fidepromittis? Fidepromitto!) Ручаешься? Ручаюсь! (Fidejubes? Fidejubeo!) Исполнишь? Исполню! (Facies? Fa- ciam!)

  3. Но что касается следующего вида вербального обязатель- ства: “Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь”, — то он свойствен римским гражданам. Прочие же виды принадлежат об- щенародному праву (iuris gentium) и употребляются между все- ми людьми — как между римскими гражданами, так и между Пе- регринами. Хотя бы эти стипуляции выражены были по-гречес- ки, например, следующим образом: (дашь? дам); (обещаешь? обе- щаю); (ручаешься? ручаюсь); (сделаешь? сделаю), то они имеют зна- чение и у римских граждан, если они только знают греческий язык. С другой стороны, эти вербальные обязательства, хотя бы они бы- ли выражены по-латыни, применяются и у иностранцев, если они только понимают латинскую речь. Торжественное выражение: “Обещаешь дать? Обещаю” до такой степени свойственно только римским гражданам, что даже нельзя найти соответственного тер- мина в греческом языке, хотя, как говорят, эта формула образована по образцу греческого слова. <...>

  1. Точно так же, если один говорит и обещает без вопроса со стороны другого, то обязательство заключено, например, если воль- ноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги; и если толь- ко в этом случае возникает обязательство вследствие клятвы; конечно, ни в каком другом случае люди не берут на себя обяза- тельства вследствие клятвы, преимущественно, когда дело захо- дит о праве римлян. Ибо в том, что касается прав Перегринов, то, рассматривая право каждого государства в отдельности, мы можем придти к другому заключению.

  2. Если то, что мы стипулируем, таково, что не может быть дано, то стипуляция будет бесполезна, если кто, например, при

Древний Рим. Институции Гая

157

помощи стипуляции будет требовать для себя свободного челове- ка, которого считает рабом, или покойника, которого считает жи- вым, или священное или религиозное место, которое считает пред- метом человеческого права.

97а. Точно так же, если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует, например, гиппоцентавра, то стинуляция будет недействительна.

  1. Если кто стипулирует с прибавлением невозможного ус- ловия, например, “если он коснется пальцем неба”, то стипуляция недействительна. Но отказ, оставленный под невозможным усло- вием, по мнению наших учителей, действителен, совершенно как если бы отказ был назначен без условия. Приверженцы противо- положной школы держатся того мнения, что отказ столь же недей- ствителен, как недействительна стипуляция. И в самом деле, труд- но найти удовлетворительное основание для этого различия.

  2. Сверх того, стипуляция бесполезна, если кто, не зная, что вещь его, стипулирует, чтобы она ему была дана, так как лицо не может приобретать собственную вещь.

  3. Наконец, стипуляция бесполезна, если кто-либо стипу- лирует таким образом: “Обещаешь ли дать после моей смерти?” или таким: “После твоей смерти обещаешь ли дать?”, но стипу- ляция действительна, если кто стипулирует таким образом: “Ког- да я буду умирать, обещаешь ли дать?” или таким: “Когда будешь умирать, обещаешь дать?”, т. е. чтобы обязательство стипулято- ра или обещателя отлагалось на последний день жизни, так как считалось неприличным возлагать обязательство на наследника. Опять-таки, мы не можем стипулировать и следующим образом: “Перед моментом моей смерти или перед моментом твоей смер- ти обещаешь ли дать?” Нельзя ведь определить точно момент чьей-либо смерти, прежде, чем последует самая смерть. Далее, ес- ли смерть наступила, стипуляция возвращается в прошедшее вре- мя и выражается некоторым образом в следующих словах: “Обе- щаешь ли дать моему наследнику”, конечно, такая стипуляция бес- полезна.

  4. Все, что мы сказали о смерти, считаем сказанным и об умалении правоспособности (de capitis deminutione).

  5. Кроме того, стипуляция бесполезна, если кто-либо не отвечает на заданный вопрос, например, если я стипулирую, чтобы ты дал мне десять сестерций, а ты обещаешь пять сестерций, или если я стипулирую без каких-либо условий, а ты обещаешь с ус- ловием.

  6. Кроме того, стипуляция ничтожна, если мы стипулиру- ем на имя другого лица, власти которого мы не подчинены. Вот почему возник вопрос, насколько действительна стипуляция, если кто-нибудь стипулирует за один раз на свое имя и имя другого, в чьей власти он не находится. Приверженцы нашей школы дума-