Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
247
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел II. Школа и педагогика в XVIII в.

227

Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную ли­тературу того времени, и его появление было событием выдающимся.

Новоизданные учебники и книги расходились широко, достигая отда­ленных пунктов России; например, известно, что Ломоносов в детственашел у одного крестьянина архангельского Севера не только переложен­ную в стихи Псалтирь Симеона Полоцкого и «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, но и «Арифметику» Магницкого.

В деревнях, в городах, в купеческих и даже многих дворянских семьях по-прежнему начальное образование в лучшем случае осуществлялось мастерами грамоты, дьяконами и дьячками. Но и в их «педагогику» про­никало новое - и учебник Прокоповича, и печатные азбуки, и книга Маг­ницкого, но Часослов и Псалтирь все же оставались основными учебными пособиями в их педагогической практике.

§ 3. Отношение населения к школе

То, каким было отношение населения к школе, видно из приводимого отрывка.

«Заводя школы, Петр I и его преемники и преемницы интересовалисьсобственно не школами; до последнего им дела было мало, да у них, кроме самого ПетраI и ЕкатериныII, слишком слабы были умственные интере­сы и вкусы, чтобы принимать к сердцу образование и школы. Государст­венные деятели руководились единственно сознанием необходимости до­стать для службы знающих, толковых, подготовленных людей. Они сами были мало образованны и не ценили образования, гнались за выучкой, за профессиональной подготовкой; воспитание пока еще существовало в форме суровой дисциплины и в своем настоящем виде не было и извест­но; развития человека не было и в помине, а имелась в виду подготовка,выучка шляхтича, моряка, офицера, подьячего, духовного. И в службе, и в школе одинаково царило насилие, насильно брали на службу - в солдаты,в матросы, в приказные, насильно посылали учиться за границу, насильно брали и в школу. Была установлена своего рода школьная рекрутчина»1.

Для дворянства и духовенства была обязательной повинность школь­ного образования, для достижения этой цели были устроены смотры дво­рянских недорослей. Дети лиц, состоящих на военной и гражданской службе, являлись на смотры к начальству, которое направляло их, в зави­симости от возраста и состояния здоровья, или к родителям для домаш­него обучения, или в школы, или на службу. Эти смотры недорослей были тщательно организованы. Повелено было шляхтичам от 7 до 20 лет быть в науках, а от 20 лет - на воинской службе. Время от 7 до 20 лет разби-

КаптерсвПФ. Указ. соч. С. 162.

228 Часть П. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

валось на три срока, и по этим срокам распределялись три ступени об­разования недорослей. Первый смотр дворянским детям производился по достижении ими 7 лет в Санкт-Петербурге, Москве и губерниях для пере­писки всех недорослей. Время от 7 до 12 лет назначалось для полученияв домах родителей обязательного элементарного образования, т.е. грамо­ты, умения читать и писать. В 12 лет производился второй смотр и вместе экзамен детям. Время от 12 до 16 лет назначалось на подготовку к буду­щему специальному образованию - изучению арифметики и геометрии. Эту программу также можно было проходить на дому, но разрешениедавалось лишь родителям, имеющим свыше 100 душ крестьян, как доста­точно обеспеченным в материальном отношении. Мелкопоместные же дворяне должны были отдавать своих детей в государственные школы.В 16 лет происходил третий смотр и экзамен недорослям в столицах -Санкт-Петербурге и Москве. Экзамен производился в Сенате с особен­ною тщательностью. Если на экзамене оказывалось, что родители не вы­полнили своего обязательства и дети не знают наук, нужных для данного возраста, то начинались кары - дети записывались в матросы «без всяко­го произвождения». С 16-го по 20-й год происходило профессиональное обучение, при невыполнении которого были те же кары, что и в предше­ствующем возрасте. И этот последний образовательный период можнобыло провести дома, но губернаторам и воеводам предписывалось тща­тельно наблюдать, чтобы родители учили своих детей под угрозой, что необучившиеся будут записаны в солдаты навечно. С 16 лет можно было избирать вместо военной гражданскую службу и определяться на нее по усмотрению сената, после специальной подготовки.

Понятно, что дворянство, как и духовенство, пыталось всякими мера­ми и средствами скрыться от вынудительной и суровой школы и утаить своих детей при переписях и смотрах, приписывая их к другим сослови­ям, записывая на службу, преждевременно женя, отдавая в монастырь ит.п. За такое укрывательство правительство налагало строгие кары. Соглас­но закону 1736 г, у дворян, нарушителей установленного порядка, име­ния и пожитки отбирались и отдавались доносчикам, если последние до­кажут свой донос.

Таким образом, поступление в школу и учение в ней были строго обязательны, как и поступление на службу и прохождение ее. Школа готовила непосредственно к службе, и, можно сказать, с поступлениемв школу уже начиналась служба. Школа и государственная служба со­ставляли одно целое, все петровские и позднейшие до ЕкатериныII законы о школах были законами о службе гражданской, военной, мор­ской и духовной.

Соответственно взгляду на школьное обучение, как на отправление государственной службы, оно и было организовано. В школе господство-