Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел I. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 135

И тогда последний куплет:

«Возьму, возьму, дитятко, Возьму я крестьянскую дочь». «Крестьянская-то дочь, мамонька, И в поле работница, И тебе заменушка».

Что давал хоровод подрастающему человеку? Вначале, с раннего воз­раста наблюдая за ним, а затем постепенно втягиваясь в его Проведение,он получал прежде всего уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе и осваивал свою половозрастную роль. Нужно было действо­вать, вести себя так, чтобы быть в ладу с остальными, не задевать интере­сов других, уметь уступить (первенство, например), подчиниться общему ритму и правилам.

Робкий, застенчивый ребенок смелел в хороводе, мог проявить актив­ность, сценический дар и способность к пению, пляске, а значит, стано­вясь более раскованным, приобретал шанс быть признанным другими участниками игрищ и становился более открытым для общения. В про­цессе непринужденного общения дети и подростки на неосознаваемомуровне, благодаря примеру и собственной активности, «присваивали» оп­ределенные образцы поведения взрослых. Так, девушки принимали насебя роль костяка, хозяек хоровода, отсюда же и соответствующий этикет: они затевали его, приглашали для участия в хороводе, вели его и т.п. Как нужно было все это проделывать, видели дети, а затем уже в подростковом возрасте девочки повторяли весь ритуал, внося свои элементы.

И хотя хоровод затевался не для воспитания детей, он был тем не менееучительным. И песни, сценки, предназначенные совсем не для детей и имеющие свой ритуальный смысл, оказывались и образователь­ными средствами.

Хороводные песни, сценки раскрывали перед детьми целый мир: они рассказывали и показывали им, как живет природа, как трудится человек, какие взаимоотношения связывают родственников, как ведут себя людив разных ситуациях и многое другое. Из приведенных ранее песен видно, что ребенок, даже не включаясь еще в трудовую деятельность, узнавал именно в хороводе, как пашут и сеют хлеб, как выращивают лен; узнавал о повадках некоторых животных и птиц, например о том, что воробейвредит урожаю, склевывая зерно. В песнях, посвященных брачной тема­тике, много говорится об обязанностях мужа и жены, о взаимоотношени­ях свекрови и невестки и т.д. И это была своеобразная школа, готовившая ребенка к будущей семейной жизни.

В песнях хоровода чаще всего различные персонажи предстают в ино­сказательной форме: голубок, заинька, воробей: они и реальные герои, и сим­волы; символичны их действия и их толкования в песнях; подтекст, иноска-

136 Часть If. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

зание улавливались их слушателями и исполнителями. Символические си­туации раскрывали счастливые или печальные стороны жизни. Дождь,вихрь, зловещее пение птицы связываются с разлукой, тоской, изменой, смертью. И наоборот, радостное пение птиц, сияние солнца, совместная еда, преодоление водной преграды символизируют счастье, любовь, здоровье. Таких символов в песнях множество: горемычная кукушка, увядающий лес, белая лебедушка, сокол-молодец и т.п. Их использование настраивало на определенный душевный лад, вызывая те или иные чувства. Песни, таким образом, развивали эмоциональную сферу личности, вызывая тонкие пере­живания, учили сострадать несчастью и радоваться счастью.

Хоровод преподносил детям и свои уроки этикета: что дозволяется де­лать, а что осуждается, как вести себя в определенной ситуации (девушке -на смотринах невест и в пляске, например); как обращаться к людям («про­сти, друг мой, друг мой», «поглядите-ка, люди добрые...», «уж вы милые де­вушки мои...», «скажи Таня, Танюшка...», «Катенька-душа...», «мне-то батюш­ка наказывал: ты дитя мое, дитятко...», «уж ты батюшка, свекор мой...»). Здесь же приучались соблюдать заведенные ранее порядки и правила.

Огромна роль хоровода в эстетическом воспитании детей: уже с малых лет они запоминали множество песен и могли исполнять их вместе, овла­девали искусством пляски, сценического перевоплощения. Учились разли­чать прекрасное и безобразное. Здесь давался большой простор творчеству и развитию индивидуальности. Готовясь к хороводу, с детских лет усваи­вали, какой должна быть праздничная одежда, девочки сами ее и изготав­ливали, проявляя при этом эстетический вкус и творчество.

В песнях, сценках, речитативах обращает на себя внимание особая ме­лодичность, ласковость речи, наполненность ее своеобразной лексикой. Даже там, где повествуется о недовольстве, о возмущении, нет гневныхслов и выражений (младешенка, которую свекор не пускает на игрища, рассердилась: «Я кросна-то изорву, я челнок-то залукну, а сама во игрища пойду». Или: жена распродала весь скот и накупила себе белил и румян,а муж, возвратившись с поля: «Где, жена, корова, где, сударыня, корова?», «Чего, жена, бела, чего, сударыня, бела?»).

Эта особенная речь была и отражением душевного настроя, и сама создавала его еще с детского возраста.

Игры развивали физически, крепили чувство коллективизма и взаимо­зависимости; в сочетании с речитативом они вызывали бодрость, жизне­радостность.

Многое еще можно было бы сказать о значении хоровода для воспи­тания, но ограничимся такой оценкой: хоровод - это прекрасное средст­во, способствующее социализации ребенка, постепенному вхождению его в социум со знанием его требований к личности, с умениями и навыками общения.