Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел II. Школа и педагогика к XVIII б, 233

лосердного отношения ко всему существующему, особенно к животным, или, как он сам выражается, «добродетели скотинной», исуров в отно­шении к детям. Собаку, греющуюся на солнце, не тронь; курицу, рою­щуюся в песке, не потревожь; а сына, дочь бей нещадно, сокрушай имребра. Дерева не ломай, а детскую волю сломи, отними у детей волю, пусть они живут не по своей воле, а по воле родителей, живут и трепещут.

Туманный Посошков, предписывающий даже «добродетель скотин-ную»,требует, чтобыродители постоянно держали своих детей в со­стоянии безволия, страха и страдания. Как понять такое противоре­чие?

В том-то и дело, что для Посошкова здесь не было противоречия, в нем, в его сознании любовь евангельская не устраняла сокрушения ребер у детей. Ветхозаветные педагогические идеалы так впитались в его созна­ние, так укоренились в его разуме, что, признавая хорошим и желатель­ным милостивое отношение ко всему, любовное отношение к детям онвидел в побоях, в детском страхе, в подавлении воли. Без суровости и стра­ха в воспитании дети не могут сделаться счастливыми и хорошими - так учил Ветхий Завет, так учил и Посошков. Жесточайшие ветхозаветные взгляды и рядом гуманнейшие христианские чувства, одно бок о бок сдругим. Это любопытное сочетание двух разнороднейших, даже противо­речивых идеалов и мировоззрения: в одной руке педагогика насилия и палки, в другой - любви и свободы...

Посошков был цельный, а не противоречивый человек, это человек своего времени. Он был защитником патриархальной твердой и широкой власти, патриархальной семьи... Какого-либо противоречия между Ветхим и Новым Заветом для него не существовало...

§ 2. Педагогические воззрения в.Н. Татищева

Василий Никитич Татищев (1686-1750) - создатель многотомной «Ис­тории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогичес­ких сочинений - «Записка об учащихся и расходах на просвещение Рос­сии», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казен­ных заводах» и др.

В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ.В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым метал­лургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическимцентром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские

234 Часть II История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до концаXIX столетия.

В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в, В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо свет­ские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения - соб­ственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания вшколах при уральских казенных заводах» (1736), составленной Татище­вым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учи­телям. Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Познание себя и внешнее, телесное, и внутреннее,духовное, необходимо для будущего и настоящего благополучия, а сле­довательно, наука практически полезна всем. А так как в то время наукууважали очень мало, то Татищев считает нужным доказать пользу науки для государства вообще и для отдельных сословий в частности, опроверг­нуть мнение, что науки могут быть вредны в религиозном отношении и порождать ереси. Пользу наук Татищев доказывает такими соображе­ниями.

Говорят, что науки удаляют от Бога, порождают ереси, что Бог скрыл таинство веры от премудрых и разумных, а открывает ее младенцам, т.е. неученым. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного по­нимания веры, так как не знающие наук искажают веру... Истинная фи­лософия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку... Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для пра­вящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глу­пость вредит успеху и личности, и общества. Народная глупость и в делах веры, и в делах правления приносит зло; вследствие «неучения» народ не знает ни естественного, ни божеского закона, а потому нередко и бунтует; народною глупостью он объясняет бедствия времен междуцарствия, когда «семь плутов» обманывали народ, выдавая себя за разных царевичей; тою же причиной он объясняет и другие народные беды. Сущность науки за­ключается в ее практической полезности. Поэтому и науки Татищев раз­деляет на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки - это домоводство, врачество,Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; полезные: письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных

РаздслП. Школа и педагогика в XVIII в. 235

языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; щегольские: стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; лю­бопытные: астрология, физиошомия, хиромантия, алхимия; вредные: га­дания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провеща-ние) и др.

Классификация наук

Нужные

Полезные

Щегольские

или увеселяющие

Любопытные

Вредные

Те, которые «яко душевно, так и телесно весьма нужны, ибо от неискус­ства или незна­ния, в них за­ключающегося, пользы и вреда благополучны быть»

Те, которые «до пособности к общей и соб­ственной пользе принадлежат и суть многочис­ленны»

Те, которые слу­жат не общест­венной пользе, а развлечению, «веселию серд­ца»

«Сии науки суть такие, кото­рые ни настоя­щей, ни буду­щей пользы в себе не имеют, но большею час-тию и в истине оскудевают...»

«Сии глупее

преждереченных

(любопытных),

иже зовутся

волхвование,

ворожбы, или

колдунство»

1. Телесные - воспитание «спокойности телесной», воз­ держания», спо­ собности доволь­ ствоваться ма­ лым.

2. Душевные - воспитание «спокойности души»: душевно­ го покоя

1.Грамматика

2.Риторика

3.Иностр.языки

4.Арифметика

5.География

6.История

7.Ботаника

8.Химия

1. Стихотвор­ ство (поэзия)

2. Музыка, ско­ морошество

3. Танцы

4. Вольтижи­ ровка («или на лошадь са­ диться»)

5. Живопись

1. Астрология

2. Физиогномия, «или лицезна- ние»

3. Хиромантия

4. Алхимия

1.Некроман­ тия — «чрез мертвых про- вещание»

2.Аэромантия

3.Пиромантия

4.Гидромантия

5.Геомантия

Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. Ко­нечно, главные его заботы были об образовании дворянства и педагогика его была дворянская, аристократическая, тогда как педагогика Посошко-ва, при всей ее церковности, была демократической.

При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойст­венность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указыва­емых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он но­ватор: вводит в курс неслыханные до ПетраI предметы. Рассмотрим обе стороны педагогики Татищева.

В «Духовной моему сыну» Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться

236 Часть П. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Для этого нужно чи­тать Библию и Катехизис, книги учителей церковных, прежде всего Иоан­на Златоуста, потом Василия Великого и др.

Самое главное в светском или научном образовании - умение пра­вильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские свое­го отечества и многое другое. Этот курс довольно широк и отличается не только математическо-реальным, но и профессиональным характером, имеются в нем такие учебные предметы, как артиллерия, фортификация, воинские законы. Дух Петри веял над автором и вдохновлял его при составлении такого научного курса...

Татищев не против просвещения народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет - ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужских и жен­ских семинарий «для начинания в научении»; за ними должны следовать школы для предуготовления «к высоким наукам» и, наконец, две акаде­мии или два университета, предназначенные «для произведения в совер­шенство в богословии и философии, и со всеми частями», а еще «корпус кадетов» и академия наук. Образование он рассматривал с практическо-профессиональной точки зрения, в частности, образование крестьян как подготовку хорошей рабочей силы для помещика, как средство создать «доброгорукодельника», полезного самому себе и своему барину.

Краткое знакомство с представителями теоретической педагогики по­казывает, что в XVIII в. одновременно с открытием различного типа учеб­ных заведений предпринимаются попытки осмыслить цели, назначение и содержание образования. Так, при Петре I были составлены Феофаном Прокоповичем проекты образования, частично осуществленные в жизни; в них обоснованы причины предлагаемых мер и определены новые цели образования. Авторы выходивших в это время учебников излагали свои рекомендации учителям и родителям, внося таким образом свой вклад в методику обучения.

Особое внимание начинают приковывать вопросы семейного воспи­тания, его целей и содержания, что также отражается в сочинениях пе­дагогического характера.

Все это являлось свидетельством зарождения педагогической мысли в России.

Следует заметить, что пока еще теоретические педагогические зна­ния мало принимались во внимание практикой, т.е. они не имели ши­рокого распространения и признания. Однако тот круг идей, который содержался в педагогических высказываниях Посошкова, Татищева и других деятелей просвещения XVIII в., явился исходной точкой для пос-