Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение...

405

многим, от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы позна­комился с этими шкафами прежде, чем вступил на педагогическое по­прище!..»

В Гатчинском институте, где дети воспитывались с малолетства, Ушинский провел большие преобразования в учебной работе, имел боль­шое влияние и на постановку воспитания.

В эти годы КД. Ушинский продолжает сотрудничество в литератур­ных журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», публикует в них свои статьи. «Поездка за Волхов» и «Труды Уральской экспедиции» (1852-1853) интересны тем, что в них уже видна идея, которая станетосновной в педагогике Ушинского - идея народности и родного языка. В «Журнале для воспитания» были опубликованы его статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в об­щественном воспитании». Имя Ушинского становится известным среди педагогов.

1859-1862гг. - деятельность Ушинского вСмольном институте благородных девиц в качестве инспектора классов, куда он пришел с пла­нами преобразования учебно-воспитательной системы на новых принци­пах. И он смог за три года, преодолевая огромное сопротивление началь­ницы и почти всех преподавателей, произвести реорганизацию. Вот некоторые из его нововведений: уменьшение срока пребывания в нем с 9до 7 лет; уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; введение отпусков девиц на каникулы к родителям; введениедвухлетнего педагогического класса. Были пересмотрены учебный план и программы: введено преподавание естествознания и физики, увеличено преподавание родного языка за счет иностранных. А привлеченные дляработы молодые преподаватели В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модза-левский, Я.П. Пугачевский и другие преобразовали и содержание, и мето­ды обучения в Смольном. Развитие самостоятельности мышления, зна­комство с жизнью, активная умственная деятельность скоро стали признаками нового способа обучения. В Смольном произошли разитель­ные перемены.

Не только преподаватели, но и воспитанницы быстро поняли, что новый инспектор классов резко критически относится к постановке обу­чения и воспитания в институте. Столкнулись два подхода, два образа мышления, две противоположные морали. Начальница - «осколок ста­рины глубокой, особа с допотопными традициями и взглядами, с при­дворным высокомерием, с ханжеской моралью... и он, Ушинский - пред­ставитель новой жизни, носитель новых, прогрессивных идей, с энергией страстной натуры проводящий их в жизнь, до мозга костей демократ по своим убеждениям, считавший пошлостью и фокусами всякий этикет, всем сердцем ненавидящий формализм и рутину, в чем бы они ни прояв-

406 Чисть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

лялись!» - так охарактеризует КД. Ушинского его ученица Е.Н. Водово-зова1. УшинскиЙ был честен, правдив и принципиален и своих убеждений никогда не скрывал.

Священник Смольного института составил клеветнический донос на него, обвиняя Ушинского в безбожии, в нарушении институтских поряд­ков, неисполнении указаний начальства. Начальница на основе этого до­носа написала императрице жалобу на Ушинского.

Ушинскому казалось, что он без труда опровергнет клевету и докажет свою невиновность. «Несколько суток, - вспоминал Л.Н. Модзалев-ский, - почти не вставая, писал он обширное объяснение, значительнопоседел и стал харкать кровью. Друзья серьезно были напуганы положе­нием неповинного страдальца, которому действительно угрожала беда вместе с его семьей»,

Ушинскому было предложено подать заявление об уходе из Смольно­го. Ему оставили прежнее содержание и отправили в длительную коман­дировку за границу «для изучения постановки женского образования» в Европе. Пять лет прожил он в Швейцарии, познакомился там и подру­жился с Н.И. Пироговым, тоже отстраненным от педагогической работы в Киевском учебном округе.

Ушинский болезненно переживал отставку от педагогической дея­тельности. «Здоровье мое с каждым днем становится все хуже и хуже, и швейцарский воздух не заменит мне недостающей деятельности», -пишет он в письме к Семевскому. «Страшно становится, как подумаешь, что через год или два и остальные тоненькие связи мои с Русью порвутся, и я останусь где-нибудь в Ницце или Женеве» - тоже из письма. На его моральном и физическом состоянии сказывалась и тоска по родине, тре­вога за Россию; он страдает на чужбине. «Что воздух для животного, то родина для человека, хотя бы эта родина была закрыта петербургскими туманами... Что я здесь такое? Зевало без роду и без племени; заживо по­хороненный человек, и живу только тогда, когда забываю, где я тружусь для моей родной страны» - это выдержка из письма И.С. Белюстину.

Ушинскому приходится все время ездить по Швейцарии, Франции, Германии, что не идет на пользу здоровью. Продолжается упорная работа по изучению западной школы, по составлению собственных проектов раз­вития народного просвещения в России. Там же и тогда были написаны Ушинским самые знаменитые его работы: «Родное слово» (впервые изда­но в 1864 г.) - книги для начальной школы, «Педагогическая антрополо­гия» («Человек как предмет воспитания»), первый и второй тома которой вышли в 1868-1869 гг.

1 См.: Водобозова Е.Н. На заре жизни. М., 1934.

Разделе Педагогические теории и их воплощение... 407

Находясь за границей и вернувшись на родину, он много пишет и публикует свои работы, т.е. продолжает активно влиять на общественное педагогическое мнение, способствовать развитию школы. В 1867 г. Ушин-ский возвращается в Петербург. Нужно было определить старших детей в учебные заведения. В семье у него было шестеро детей - три девочки и три мальчика, их воспитанием и первоначальным образованием зани­мался сам отец. В последние годы жизни он много делает для утвержде­ния педагогической науки, развивая новые идеи о воспитании.

Летом 1870 г. Ушинский пережил тяжелое личное горе. Вернувшись домой после летнего лечения в Крыму, он узнал, что старший 17-летний сын Павлуша на охоте смертельно ранил себя. Его похоронили накануне приезда отца.

После гибели сына здоровье Ушинского резко ухудшилось, поэтому он понимает, что нужно ускорить решение семейных дел. Покупает дом в Киеве, переводит дочерей из Смольного института в Киевскую гим­назию.

Осенью 1870 г. вместе с младшими сыновьями Ушинский отправился в Крым для лечения, по дороге простыл. В Одессе он скончался - 22 де­кабря 1870 г. Гроб с его телом был перевезен в Киев и захоронен под каштаном возле Выдубицкого монастыря.