Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 477

Л.Н. Толстой об учениках народных школ

«Нельзя рассказать, что это за дети - надо их видеть. Из нашего ми­лого сословия детей я ничего подобного не видел. Подумайте только, что в продолжении двух лет при совершенном отсутствии дисциплины ни одна и ни один не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова»1.

Вот как характеризует своих учеников Толстой:

Федька - мальчик лет 10, нежная, восприимчивая, поэтическая и лихая натура (под этим именем выведен Василий Морозов).

Пронька - болезненный, кроткий и чрезвычайно даровитый мальчик, сын бедной семьи, болезненный от недостатка пиши.

Ученик Ч. - чрезвычайно талантливая натура.

Савин - красивый, румяный, пухлый, с маленькими глазками и длин­ными ресницами, первый по математике по сообразительности.

Роман Богданов - лучший математик.

Л.Н. Толстой замечает, что крестьянский полуграмотный мальчик про­являет такую силу художественного слова, какого не в состоянии достичь Гёте. Крестьянские, как и все дети, наделены от рождения многими спо­собностями, чрезвычайно талантливы. «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра»... «Идеал наш сзади, а не впереди» (курсив мой. - ДА)2.

«Я теперь весь Из отвлеченной педагогики перескочил в практичес­кое - с одной стороны - и в самое отвлеченное - с другой стороны -дело Школ в нашем уезде. И полюбил опять, как 14 лет тому назад, эти тысячи ребятишек, с которыми я имею дело... Я не рассуждаю; но когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня нахо­дит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после выта­щить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так оче­видно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаре­тов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. И дело у меня идет хорошо, очень хорошо...»3(70-е гг.).

Тульский педагог ЕЛ Марков пишет об отношениях Л.Н. Толстого и детей: «Граф Толстой полюбил детей душой артиста, поняв в них многое непонятное прозаическим натурам; дети поняли его любовь, полюбили

1 Толстой А.Н. Поли. собр. соч. Т. 60. С. 405.

1 Толстой А.Н, Педагогические сочинения. С. 287, 2S8.

3 Переписка Л.Н. Толстого с АЛ Толстой (1857-1903). М, 1911. С 258.

478 Часть II, История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

его в свою очередь; этому много помог и психологический такт графа Толстого, его особенное умение правдиво и вместе осторожно относиться к детям»1.

Наставления Л.Н. Толстого учителю

Организация занятий. Успешность обучения учеников в школе во многом определяется той обстановкой, которая царит на занятиях, сти­лем отношений между учителем и детьми, считает Толстой. Эти отноше­ния могут быть принудительными или свободными и естественными; ес­тественность и свобода противоположны принуждению. «...Всякоедвижение вперед педагогики... состоит только в большем и большем при­ближении к естественности отношений между учителем и учениками, вменьшей принудительности...»2, - пишет Толстой. Отказ от принудитель­ности позволяет учителю при организации занятий уйти от общеприня­тых порядков, например, требования обязательного сидения ученика на определенном ему месте в классе, ответа учителю на выученный урок и т.п.

Нужен естественный и свободный порядок, такой, каким он был в Яснополянской школе, хотя при беглом взгляде на нее может показаться, что на занятиях не было порядка вовсе. Но этот кажущийся внешний беспорядок в школе на самом деле былусловием активной и самостоя­тельной работы ученика, когда каждый, даже самый робкий, становился деятельным. Л.Н. Толстой приводит такой пример:

Несколько раз советовал он учителю истории спустить детей с лавок, этот учитель - любитель порядка, он рассаживал их сам по лавкам, вы­зывал для ответа по одному. Но этот совет учитель принимал «за милую и простительную оригинальность(как, я вперед знаю, совет этот будет принят и большинством читателей-учителей)...» Пришел новый учи­тель, он послушал совета, «спустил учеников с лавок, позволил лезть, куда они хотят, даже себе на спину...» И те ученики, которые при первом учи­теле не могли вымолвить слова, молчали, у этого на уроке все стали рас­сказывать, даже самые (по оценке первого учителя) закостенелые и мол­чаливые. Нужно отказаться «от старого взгляда на школу, как надисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик» (курсив мой. - Д.Л.)3.

1 Марков ЕЛ. Теория и практика Яснополянской школы // Русский вестник 1862. № 5. С 180.

2 Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. С. 322.

3 Там же. С. 156, 172.