Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
247
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Глава 7

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ

§ 1. Сочетание старого быта с заимствованиями из западноевро­пейской культуры и педагогики. § 2. Роль наемных, домашних вос­питателей и учителей

Суров и непреклонен был царь Петр в своей борьбе за новую Россию. На рубеже XVII—XVIII столетий рушились старые дедовские обычаи Мос­ковского государства, забыт был дремотный покой в опустевших бояр­ских теремах. Мужское население страны участвовало в сражениях Се­верной войны и строило новую столицу на реке Неве, а иные постигали за морем науки и ремесла, неведомые до тех пор на Руси. Зашатались устои старозаветного московского быта. Государевы указы заставляли жить по-новому не только знать, именитое купечество, но и простой народ.

26 августа 1700 г. на всех городских воротах при въезде в Москву был вывешен царев указ о ношении боярством, дворянством и купечеством французского и венгерского платья, а также у ворот были выставлены чу­чела-манекены, одетые по новой моде. Новшества вводились одно за дру­гим. Кроме крестьян и духовенства, всем приказано было брить бороды. Строить дома в городах разрешалось только по западноевропейскому об­разцу. Но трудно было расставаться с привычной обстановкой, с обычая­ми, заведенными отцами и дедами.

Раздел П. Школа и педагогика в XVIII в.

249

§ 1. Сочетание старого быта с заимствованиями из западноевропейской культуры и педагогики

Жизнь русского общества при Екатерине II, особенно встолицах, произ­водила впечатление странного сочетания успехов образования, внешнего лоска, роскоши, блеска и старинного варварства. Встречались дамы и де­вицы, которые прекрасно говорили на трех-четырех языках, играли на разнообразных музыкальных инструментах. Люди со средствами заводили французские библиотеки и выписывали французских гувернеров и гувер­нанток для своих детей, другие отправляли детей учиться в Париж. К числу образованных людей относились А.Р. Воронцов, И.И. Шувалов, Н.И. Панин, княгиня ЕР. Дашкова.

Но при том, что в дворянском быту старались освоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу, они жили по нескольку месяцев в деревне, соблюдали общеправославные праздники, чтили обряды, традиции народа, брали няню из крестьян, поэтому патри­архальный быт семьи перекликался с крестьянским, особенно у провин­циальных дворян. Традиционная культура, ее ценности, этикет глубоко входили не только в дворянскую, но и в мещанскую, в купеческую среду, бытовали в ней, определяя национальную сущность характера.

Дворянство в XVIII и X I X вв. отличалось неоднородностью и этничес­кой пестротой. В него входили сXV в. представители татарской элиты;позже включились поляки, литовцы, немцы, с XVIII в. - представители кабардинцев, калмыков и др. Все они ассимилировались и имели соответ­ствующие привилегии и обязательства перед государством, а на их тради­ционную культуру наложился еще один слой. Чуть более половины дворян были русскими, хранившими патриархальные, народные-черты и при­страстия.

Неоднородным было дворянство и в имущественном положении: выс­ший, чрезвычайно тонкий слой - элита, имевший огромные привилегиии богатства; средний, обладавший дворянскими правами и некоторым до­статком; низший, жизнь которого в провинции мало отличалась от жизни простонародья. Но модный этикет, внешние формы поведения стреми­лись освоить в каждой семье и выглядели они часто курьезно. Это была дикая смесь застарелого невежества, грубой некультурности и распущен­ности с мишурой западного просвещения и внешних форм европейской жизни.

«В глубине общества, на самом низу его, лежал слой, мало тронутый новым влиянием; он состоял из мелкого сельского дворянства. Живо ри­сует его человек первой половины века - майор Данилов в своихзаписках. Он рассказывает о своей тетушке, тульской помещице - вдове. Она не знала грамоты, но каждый день, раскрыв книгу, все равно какую,

250 Част, 11. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

читала наизусть, по памяти, акафист Божией Матери. Она была охотница до щей с бараниной, и когда кушала их, то велела сечь перед собой варив­шую их кухарку не потому, что она дурно варила, а так, для возбуждения аппетита»1.

| Образ жизни провинциальных дворян

В провинции жили почти исключительно престарелые, несовершен­нолетние и женщины. Дома мелких помещиков очень напоминали собою крестьянские избы в северных губерниях: две комнаты и сени. Комнаты были малы, тесны, низки и мрачны, мебели и посуды немного. У более зажиточных помещиков дома отличались лишь большим количеством комнат и большей чистотой.

Свободное от еды, сна и несложных хозяйственных забот время по­мещики тратили на дворовые игры, качели, охоту, посещение соседей. Свадьбы, похороны представляли исключительный интерес; по вечерам слушали сказки, на святки рядились, гадали, смотрели на пляски и слуша­ли песни. Жизнь текла сонно и вяло. Верили приметам, снам, гаданиям.

Семейный быт отличался патриархальностью, но отсутствие образова­ния приводило к тому, что даже добрые, снисходительные люди в пылу раздражения проявляли себя настоящими дикарями.

Воспитание и обучение детей в провинциальных дворянских семьях не имело определенных теоретических и практических оснований. В одних семьях детям давали полнейшую свободу, даже за шалости ре­бенка наказывали не его самого, а приставленного к нему в товарищи крепостного мальчика или девочку; в других - детей держали в величай­шей строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестким наказаниям.

Девушки целые дни проводили без всякого дела, смотрелись в зеркало, думали о забавах и женихах, слушали сплетни и пересуды. Образ Митро­фанушки, созданный Фонвизиным, был не исключительным, а типичным. Были, конечно, семьи, где родители, умные и нравственные люди, находи­ли разумные пути воспитания.

Как отмечает В.О. Ключевский, на «этой сельской культурной подпочве покоился модный дворянский свет столичных и губернских юродов. Это было общество французского языка и легкого романа, состоявшее, говоря языком того времени, из «модных щеголей и светских вертопрашек».

Случилось так, что Франция стала образцом светскости и общежития для русского общества, писал В.О. Ключевский. Эти веяния шли от цар­ского двора. Вольтер был сделан почетным членом русской Академии наук и получил поручение написать историю Петра Великого; в этом Вольтеру

1 Ключевский В.О.ук.з. соч Т. V. С, 155.