Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел 111 Развитие образования в X I X в. 373

Все эти факты свидетельствуют о том трудном пути, которым шло становление высшего женского образования. И если оно развивалось, то не благодаря, а во многом вопреки официальному курсу просветительной

ПОЛИТИКИ.

Женское высшее образование в России развивалось в основном на «вольных» началах. Оно не было государственным. Совсем другое дело -государственные высшие учебные заведения, куда женщины не допуска­лись. По юридическому положению они были подведомственны различ­ным министерствам и управлениям и финансировались казначейством. Их штатные преподаватели, обслуживающий персонал были чиновника­ми различных классов.

Студенты этих учебных заведений подчинялись строгому ведомствен­ному регламенту, были обязаны носить форму, могли претендовать на стипендию и материальную помощь из казенных фондов, а после завер­шения обучения и сдачи государственных экзаменов получали право на классный чин и место на государственной службе. Ничего этого женщины не имели. Исключение составляло лишь медицинское образование ввиду специфичности врачебной работы с женщинами.

Начало медицинскому образованию женщин в России, правда, узко­специальному, положено было инструкцией медицинской канцелярии еще в 1757 г., которой предписывалось докторам и акушерам читать«целый коллегиум» о «бабичьем деле бабкам и ученицам их». При этом имелась в виду главным образом специальная цель: подготовить опытных акушерок. Первые ученицы этого нового учреждения были назначены присяжными бабками в Москву и Санкт-Петербург для судебных осви­детельствований женщин по требованиям присутственных мест. Таким образом, с первого же года появления у нас образованных повивальных бабок они были призваны не только к практической, но и к общественной деятельности по врачебной части.

В 1897 г. в Петербурге открылся Медицинский женский институт. Первоначально его задачей было «доставлять лицам женского пола меди­цинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности».

Курс учения был рассчитан на 5 лет. Выпускницы института получали профессиональное звание «женщина-врач» с правом врачебной практики и занятия разных врачебных должностей, но без прав государственной службы.

Позже было утверждено новое положение о Медицинском женском институте. По программам преподавания он приравнивался к медицин­ским факультетам университетов, поскольку стал не только готовить спе­циалистов по женским и детским болезням, но и выпускать врачей ши­рокого профиля. Слушательницы получали, как и выпускники

374 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

университетов, звание лекаря «со всеми предоставленными сим званием правами на медицинскую деятельность и службу, кроме прав по чинопро­изводству».

В развитии высшей женской школы можно выделить три этапа.

I этап. Начало ему было положено открытием в 1872 г. Московских высших женских курсов университетского типа профессора Владимира Ивановича Герье. Затем открылись аналогичные женские курсы в Казани (1876), Петербурге и Киеве (1878). В 1886 г. в условиях политической реакции они закрылись.

// этап начался возобновлением в 1889 г. приема слушательниц на Петербургские высшие женские курсы, а затем и воссозданием Москов­ских высших женских курсов под «обязательным контролем Министер­ства народного просвещения».

III этап характеризуется быстрым ростом в начале XX в. числа обще­ственных и частных женских учебных заведений университетского типа. Помимо Петербургских (Бестужевских) и Московских, они возникли в Варшаве (1881), Казани (1876), Киеве (1878), Одессе, Томске, Харькове, Юрьеве. Это были общественные учебные заведения, созданные в значи­тельной степени по инициативе профессуры. Законом 19 декабря 1911 г. «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц»курсы, программы которых ведомством просвещения признавались рав­ными университетским, получалистатус высших учебных заведений, аих выпускницы допускались к экзаменам в государственных испытатель­ных комиссиях «для лиц мужского пола».

К разряду «университетских» отнесены все перечисленные высшие женские курсы. Такой же статус получили и некоторые частные высшие женские курсы: Естественно-научные МА Лохвицкой; Историко-литера­турные и юридические Н.П. Раева; при Биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта (Петербург); Историко-филологические и юридическиеВ .А Полторацкой (Москва); Общеобразовательные вечерние АВ. Жикули-ной (Киев).

Самыми многолюдными по числу слушательниц отделениями высших женских курсов былиисторико-филологические и физико-математи­ческие. Выпускницам курсов разрешалось преподавать в женских гимна­зиях и в младших классах мужских. В традиционно университетскую структуру отделений некоторых из курсов вводились новые профессио­нальные специализации. Так, естественно-научные курсы Лохвицкой го­товили, в частности, не только учителей химии, но и лаборантов для про­мышленных предприятий; на Одесских высших женских курсахдействовало химико-фармацевтическое отделение, и т.д.

РаздслЩ. Развитие образования в X I X в. 375

Второй по численности группой высших учебных заведений универ­ситетского типа были медицинские женские курсы и институты в Москве, Харькове, Одессе, Саратове, Киеве и Ростове-на-Дону. Они действовали по программе университетов и компенсировали отсутствие в большинстве высших женских курсов соответствующих факультетов.

Московские высшие женские курсы (1872-1918)Еще в 1869 г. в Москве группа женщин выступила с инициативой об открытии высше­го женского учебного заведения. Часть профессоров сочувственно отне­слись к этой инициативе. К их числу принадлежал известный в то время историк, профессор университета Владимир Иванович Герье (1837-1919).

1 ноября 1872 г. в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке состо­ялось торжественное открытие курсов. На собрании присутствовали мно­гие видные прогрессивные деятели и первые курсистки. Их было тогда всего 59 человек.

На открытии МВЖК с речами выступили ректор Московского уни­верситета проф. СМ. Соловьев, учредитель курсов проф. В.И. Герье, а также священник AM. Иванов-Платонов.

Министр просвещения Д. Толстой, объясняя причины открытия высших женских курсов, писал: «Высшие женские курсы... прямо отве­чают видам правительства, потому что могут служить к предотвраще­нию прискорбных явлений - отбытия русских женщин за границу для такого обучения, причем они не могут не возвращаться обратно, иначе как с идеями и направлениями, не соответствующими строю нашей жизни».

В «Положении о публичных высших женских курсах в Москве» ука­зывалось, что курсы имеют целью дать девицам, окончившим гимнази­ческий или институтский курс, возможность продолжить свое дальней­шее образование. Сначала курсы были двухлетними, а позже стали четырехлетними.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского универ­ситета. Состав профессоров позволял обеспечить высокий уровень препо­давания, повышал авторитет курсов и неизменно привлекал на них боль­шой приток слушательниц. Руководил работой курсов педагогическийсовет во главе с ректором университета проф. СМ. Соловьевым. Большин­ство совета составляли профессора и преподаватели Московского универ­ситета. Все это свидетельствовало об исключительно важной роли веду­щих ученых в учреждении и становлении МВЖК. Эта связь (научная, учебно-педагогическая и общественная) поддерживалась и развивалась и в последующие десятилетия.

С первых лет своей работы МВЖК завоевали в России большой авто­ритет. Сюда стремились поступить учиться девушки из различных горо-

376 Часть 11 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

дов, однако отсутствие общежития являлось серьезным препятствием. Кроме того, с курсисток взималась относительно большая плата за обуче­ние (50 руб. в год), что делало невозможным поступление на них многих девушек даже из средних слоев общества. Среди постоянных слушатель­ниц около 50% было приезжих.

Социальный состав первых курсисток был весьма разнородным, но он отражал общее тогда положение - высшее образование было при­вилегией высших классов. Так, по данным на 1885/86 учебный год из всех посещающих курсы, что составляло 227 курсисток, 128 - были дворянского происхождения, 15 - духовного, 34 - купеческого проис­хождения, 21 - дочери чиновников, дочерей мещан - 28 и 1 дочь крестьянина.

Желающие заниматься на МВЖК могли быть постоянными слуша­тельницами (т.е. обязаны были посещать все обязательные предметы, писать сочинения, держать выпускной экзамен) и вольнослушательни­цами. Допускалось прослушивание и отдельных предметов. Постоянные слушательницы должны были представить документ о среднем образо­вании.

Правительство не взяло на себя никаких забот о материальном обес­печении курсов. Им не разрешили первоначально даже создать «Общест­во для доставления средств». МВЖК начали свою работу на средства част­ных лиц, общественности и сборов за обучение со слушательниц. В целом материальное состояние курсов было вполне удовлетворительным, более того, к концу 80-х гг. руководство курсов смогло приобрести собственное помещение.

Занятия на курсах проходили с 15 сентября по 1 мая, обычно с утра по 3-4 часа в день. На лекции набиралась такая масса народу, что не хватало стульев, слушали стоя. К занятиям слушательницы относились серьезно, профессора находили всегда на курсах благодарную ауди­торию.

Новый университетский Устав 1884 г. уничтожил автономию уни­верситетов. Студенческие организации были запрещены. Для студентов была введена форма, что облегчило наблюдение за ними. С 1887 г. для поступления в высшее учебное заведение стали требовать положитель­ный отзыв «об образе мыслей», а для поступления на Высшие женские курсы требовалось свидетельство полиции о благонадежности и согла­сие родителей. Плата за обучение в университетах была повышена в 5 раз.

В 1884 г. при Министерстве просвещения начала работать особая ко­миссия - для улучшения постановки женского образования в империи. Итогом деятельности этой комиссии было то, что министр просвещения Делянов в 1886 г. распорядился о прекращении приема на первый курс

Раздел Ш. Развитие образования в X I X в.

377

и упразднении младшего отделения МВЖК. Был прекращен также прием на женские курсы в Петербурге, Киеве и других городах. Фактически это было запрещением всех высших женских курсов.

Этими актами правительство как бы перечеркивало одно из крупней­ших завоеваний демократических сил России. В 1888 г. был произведен последний выпуск МВЖК.

Весной 1889 г. проф. Герье сделал еще одну попытку получить разре­шение на работу МВЖК на основании «Положения» о Бестужевских кур­сах, возобновивших свою работу в 1889 г. Но министр просвещения вновь отказал.

Коллективные уроки. Демократические слои общества не примири­лись с запретом деятельности женских курсов и стали искать пути их продолжения. Была найдена новая форма работы - «Коллективные уроки».

«Коллективные уроки» при московском «Обществе воспитательниц и учительниц» были открыты в 1888 г. В 1890 г. на «Коллективных уроках» четко определились два профиля работы: историко-филологический и фи­зико-математический.

Во главе «Коллективных уроков» стоял совет, избиравшийся из трех членов общества, всех преподавателей и нескольких слушательниц.

По существу, так была продолжена деятельность закрытых правитель­ством МВЖК. Здесь продолжали свою работу многие профессора и пре­подаватели МВЖК и такие светила русской науки, как И.М. Сече­нов, К.А. Тимирязев, М.Н. Покровский, В.И. Вернадский, СА Чаплыгин, А.Н. Реформатский и др.

Хотя «Коллективные уроки» никаких формальных прав не давали, число их слушательниц ежегодно росло. Они ставили ту же цель, что и Высшие женские курсы - подготовка педагогов для женских средних школ. Следовательно, по своим целям и содержанию деятельности, по структуре и по составу преподавателей «Коллективные уроки» фактичес­ки продолжали работу МВЖК. В этом была большая заслуга энтузиастов высшего женского образования, результат бескорыстного труда ряда крупнейших русских ученых.

Возобновление-работы Московских высших женских курсов. В 1898 г. канцелярия попечителя Московского учебного округа выдвинула проект закрытия «Коллективных уроков» и возобновления в Москве работы МВЖК.

В начале марта 1899 г. неожиданно быстро от министра просвещения было получено согласие на открытие МВЖК и даже дано распоряжение отпустить 4300 руб. на содержание директора и инспектрисы.

«Коллективные уроки» были закрыты. Так завершился процесс разви­тия МВЖКиз частного учебного заведения в полугосударственное.

378 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

МВЖК становились с этого времени одним из самых крупных учебных заведений России по подготовке преподавательских кадров для средней

ШКОЛЫ.

В 1900 г. Министерство народного просвещения утвердило контин­гент приема слушательниц в 150 человек для отделений курсов - исто­рико-филологического и физико-математического, но наплыв желающих оказался настолько велик, что план первого приема был нарушен: зачис­лили к 1 сентября 250 слушательниц, а затем число курсисток возросло до 276. 15 сентября 1900 г. на МВЖК возобновились занятия.

С 1900 г. начали работу два факультета: историко-филологический и физико-математический (последний с двумя отделениями: физико-мате­матическим и естественно-историческим). Позже был открыт третий фа­культет - медицинский.

Социальный состав курсисток (из отчета Высших женских курсов в Москве за 1902/03 учебный год)

Сословие

Исторический

Естественный

Математический

Общий

итог

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Крестьян­ское

Мещанское

Дворянское

Духовное

Купеческое

8

22 90 11 35

1

16 91 9 16

1

9 82 10 14

5

23 64 6 20

1

4 33 1 16

1

10 13 1 3

1

1 17 2 4

2

2 8 — 4

2 5 — —

20

89 403 40 112

Довольно быстро росла численность курсисток, достигая более тысячи человек. Это были главным образом девушки 20-23 лет. Многие приез­жали в Москву из далеких уголков России.

Основная масса курсисток занималась на историко-филологическом и физико-математическом факультетах, готовивших учителей для средней

ШКОЛЫ.

О содержании научной подготовки можно судить по перечню изуча­емых курсистками дисциплин.

На историко-филологическом отделении:

  1. богословие;

  2. психология;

  3. логика;

  4. история философии;