Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел I. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 201

свою непреклонную веру во всемогущество воспитания: «Не от естества приходит людям зло, - говорит он, - но своею волею злы бываем».

По Златоусту, родители могут сделать все из своих детей, от родителей зависит будущность детей, от них зависит посеять в их душе зло илидобро, приготовить им бесконечное блаженство в будущей жизни или веч­ное мучение в аду. Он замечает, что родить детей - дело природы, новоспитать их в добродетели - дело ума и воли. Нужно думать не о том, чтобы сделать детей богатыми, а о том, чтобы сделать их благочес­тивыми, богатыми различными добродетелями. Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

Цель воспитания, по его мнению, - добродетель или страх Божий,что может быть достигнуто аскетизмом, суровостью, монашеством. Зем­ные блага малоценны, нужно стремиться к небесному, духовному, к бла­гочестию. При этом все светские науки, искусства, все гражданские доб­лести отходят на задний план, теряют серьезное значение для жизни.

Такая воспитательная цель может быть достигнута только насилием над детьми. Юность, поучает он, подобна зверю неукротимому, коню не­обузданному, и ее необходимо обуздать. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому что приятное есть и вредное: родители долж­ны иметь полную власть над детьми. Нужно действовать страхом. Обра­щаясь к Ветхому Завету, он пытается соединить его с учением Иисуса Христа, имеющим совершенно иной характер.

Идеал женщины у Златоуста также ветхозаветный. Матери больше всего должны смотреть за дочерьми: наблюдать, чтобы они сидели дома, учить их скромности, благочестию, отдавать их замуж.

Таковы источники церковных педагогических идеалов в Древней Руси. И хотя были известны поучения о любви христианской, .о том, что безлюбви все добродетели ничто, что человек может спастись не исполнени­ем внешних обрядов, но истинно христианской доброй жизнью, в древ­ности господствовал ветхозаветный идеал.

Правда, всегда были люди, имевшие христианское мировоззрение и осуществлявшие его в жизни; была также народная мудрость, сказки, по­говорки, пословицы и т.п. Но мягкие гуманные чувства не поощрялись. Причинами этого были: 1) патриархальный, суровый уклад жизни семьи; 2) чисто внешнее, обрядовое понимание христианства, когда внутренняя, духовная сила его упускалась из виду.

Все это вело к тому, что более всего проявлялось заботы о сохранении в неизменности церковных обрядов, канонов; сложилось убеждение, что православным нужно умирать за букву, за азы веры.

Это видно из церковных поучений, в которых говорится об обрядах церкви, но очень поверхностно раскрывается теоретическая сторона

202 Часть П. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

христианства; в духовной литературе мало поучений, которые касались бы вопросов нравственных и которые будили бы христианскую мысль. В ли­тературе XVI и XVII вв. преобладают описания самых обыденных обрядов («подробные наставления, что есть в тот или иной день того или другого поста», «притча о кадиле* - как кадить и т.н.). Родители учили детей зем­ным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, но не объясняли, в чем состоит искупительное значение креста; преподавали им подробные до мелочей правила, а возвышенных истин христианства не объясняли даже кратко1.

Делалось это так не потому, что родители не хотели передать своим детям глубокого и серьезного христианского знания, а потому, что самиего не имели. Для глубокого понимания христианства требовалось соот­ветствующее образование, а его не было. Вера ограничивалась соблюдени­ем церковных обрядов. О переоценке значения обрядов свидетельствует и церковный расколXVII в. Русские патриархи Иосиф и Никон обрати­лись к Константинопольскому патриарху за разрешением мучивших их вопросов. В 31 вопросе поражает их незначительность. И, несмотря на то что в ответе было сказано, что эти вопросы не важны, не существенны, все-таки раскол на этой почве состоялся.

Содержание древнерусского педагогического идеала отражалось в сборниках нравственно-религиозного содержания: «Пчела», «Златоуст», «Златоструй», «Измарагда», «Прологи» и др.

По учению древних моралистов выходило, что светлая сторона жизни есть соблазн и грех, истинное состояние настоящего христиани­на - печаль, плач. «Смех от лукавого, плач и рыдание от Бога».

Оставил свой след в истории просвещения XVI в. Максим Трек, при­глашенный в Россию для описи греческих рукописей. Он был широко образованным по тем временам человеком. Наиболее интересны нравоу­чительные сочинения Максима Грека. В них он подвергает самому стро­гому разбору и осуждению недостатки религиозно-нравственной жизни народа во всех его сословиях, неправосудие и мздоимство судей и началь­ников, всякого рода насилие, фарисейство, лицемерие, отсутствие истин­ного благочестия в среде самого духовенства. Эти сочинения явились как бы зеркалом, в котором отразилась и нравственность современной ему России.

Большая заслуга Максима Грека заключается в том, что он раскрывал истинные начала христианской веры и точные ее понятия. Он доказывал, что для образованного священнослужителя простой грамотности недоста­точно, что нужны понятия о пиитике, риторике, философии.

1 СжКаптсрев П.ф. Указ. соч. С. П