Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

§ 3. Л.Н. Толстой - организатор народной школы

В дореформенный период народное образование находилось в бедствен­ном положении. Состояние его описывает Толстой в статье «О свободном возникновении и развитии школ в народе». Так, в 1861 г. в Тульской гу­бернии на участке, где проживало 7029 душ, пишет он, не было ни одной школы, кроме Яснополянской. Обучало же детей само население, дьячки и солдаты. На примере одной из школ показано, как шло это учение: мальчики учили отрывки из Псалтири, каждый свой, бессмысленно игромко крича; учитель щедро раздавал пощечины и подзатыльники. Ту же безрадостную картину обучения описал в своем сочинении «Как я учился» ученик Яснополянской школы: он учился у разных «учителей», везде учили азбуке и везде лились слезы, так как нещадно секли розгами.

В созданных еще с 40-х гг. X I X в. министерских школах для государст­венных крестьян детей было мало, крестьяне, хотя и платили сборы на нихгдетей послать в школы не могли.

Церковные школы существовали в основном только в отчетах, числи­лись номинально.

С начала 60-х гг. у народа возрастает стремление к обучению своих детей. В статье «О народном образовании» Толстой замечает: «Малообра-

1 Толстой А.Н. 1едагогические сочинения. С. 476.

2 ТолстойА.Н. Азбука. Новая азбука. С. 180.

Разделе. Педагогические теории и их воплощение... 485

зованный народ хочет образоваться, более образованный класс хочет об­разовать народ, но народ подчиняется образованию только при насилии». Причина в том, что крестьяне не хотят таких школ, приютов и пансионов, где бы сделали из их детей белоручек и писарей вместо пахарей,

Крестьяне не хотят и школы, учение в которой состоит из зубрежки непонятных текстов, а знания, даваемые детям, неприложимы к жизни. В школе, как они видят, учат 3-4 года тому, что можно изучить за 3 месяца.

Люди из народа, по мнению Л.Н. Толстого, с первых шагов на пути своего просвещения находят перед собой только две дороги: религиозное, отсталое, закостенелое учение, признаваемое священной, непогрешимой истиной, не могущее уже удовлетворять их разумным требованиям, илите пустяки, называемые наукой, которые восхваляются «людьми властву­ющего сословия».

Народ жаждет образования, как жаждет высохшая трава воды, готов принять его. Но оказывается в положении просящего хлеба, а получивше­го вместо него камень и недоумевает: он ли ошибался, желая образования, или что-то не так в самом образовании?

Слабые стороны народного образования в России вызваны такими причинами: 1) незнание народа и его потребностей; 2) кажущаяся и под­купающая легкость обучения учеников; 3) склонность к заимствованию от немцев и 4) критика старого без выработки новых основ.

Какой же быть школе? Принципом организации народных школ должна быть свобода,

АН. Толстой считал, что именно народ должен свободно высказывать, какое образование ему нужно; иначе население всегда будет противодей­ствовать принудительному образованию, насаждаемому сверху.

Сами крестьяне, а не министерство, не земство, также должны ре­шать вопросы покупки или постройки школьного дома, выбор места длянего, выбор учителя. А земству нужно осуществлять контроль «за педаго­гической стороной дела».

По мнению народа, как .замечает Л.Н. Толстой, школа может быть всякой: и самой дорогой, лучшей, и дешевой, похуже, но любая школа должна быть доступной каждому, а не избранным счастливчикам.

И появившийся в 60-70-х гг. опыт организации школы самими крестьянами говорит о том, что он не признает какой-то внешней ее формы, но имеет то преимущество перед казенными, что учитывает по­требности народа. «Школы, устраиваемые крестьянами, правда, отдаля­ются от требуемого образца школы, но зато получают самые разнообраз­ные формы, подделывающиеся повсюду к местным условиям»1.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. С. 328.

486 Часть Я История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

Принудительное образование часто бывает заимствованным, не на­циональным; свободное же, направляемое самим народом, не может идти вразрез с народным характером и народными воззрениями. Такоеобразование сделается благотворным, будет соответствовать народному характеру, удовлетворять потребности народа. Незнание народа, склон­ность к заимствованию у немцев ставят образование в жалкое положе­ние.

Образование народа есть дело общественное, без содействия обще­ства правительство не может сделать много в этой области.

Таким образом, развитие школ, серьезные и глубокие преобразования, направленные на улучшение школьного дела, возможны при условии ак­тивного и творческого участия в них тех, кто непосредственно заинтере­сован в школе для своих детей. Создание национальной школы возможно при активном включении в ее организацию самою народа, прежде всего крестьянства.

Яснополянская школа явилась примером организации школы, учиты­вающий народные запросы; открытые вслед за нею другие школы побуж­дали крестьян создавать их и у себя. Одной из важнейших проблем при их открытии (сразу появилось более 20 школ) стала проблема учителя.Л.Н. Толстой писал, что ему приходилось на сходах убеждать крестьян не в том, что нужно открыть школы, они это уже и сами осознавали, а в том, что нужно иметь хорошего учителя. Он обратился к профессору Москов­ского университета Чичерину и другим лицам с просьбой о помощи в подборе учителей. Среди учителей школ, открытых по инициативеЛ.Н. Толстого, были студенты, исключенные из университета за участие в студенческих волнениях, бывшие гимназисты и семинаристы. Учителя включались в издание журнала «Ясная Поляна». И несмотря на мизерное жалованье, учителя работали с энтузиазмом. Жили они в крестьянскихизбах вместе с хозяевами или в избе, где была школа, работая в ней с утра до вечера. По воскресеньям все собирались в Ясной Поляне на совещания, где обсуждались статьи для журнала и школьные дела. Предварительно,до начала самостоятельной работы, студенты-учителя знакомились с пе­дагогическими идеями и педагогической практикой Л.Н. Толстого, кото­рый был счастлив общению с ними.

Этот опыт руководства деятельностью учителей привел Толстого к убеждению, что нужны школы - методические центры с руководителем из учителей во главе, объединяющие группы школ.

Особенностью школ, созданных Толстым, было то, что они отказались от традиционных представлений крестьян о необходимости розги и стро­гости; опыт успешной работы убедил и родителей в возможности другого обучения. «Прежде нашим учителям кололи глаза дьячковскими и солдат­скими школами; теперь старинным учителям колют глаза нашими шко-