Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

§ 6. При каждой гимназии состоят следующие лица и учреждения: начальник, главная надзирательница, классные надзирательницы, настав­ники и наставницы, конференция и хозяйственный комитет. (...)

§ И. Для содействия главной надзирательнице при каждой гимна­зии состоят классные надзирательницы: классные надзирательницы... должны быть избираемы преимущественно из вдов, получивших обра­зование в каком-либо институте или гимназии, за неимением же вдов,могут быть определяемы на означенные должности и девицы, по окон­чании ими полного учебного курса в упомянутых заведениях и по при­обретении некоторой опытности в воспитании детей. В исключитель­ных случаях, главноуправляющему собственною Его императорского Величества канцелярией по учреждениям императрицы Марии предо­ставляется испрашивать соизволения Ее императорского Величества на назначение классными надзирательницами в женских гимназиях ведом­ства лиц замужних. (...)

§ 21. Учебный курс женских гимназий заключает в себе следующие предметы: 1) Закон Божий; 2) русский язык и словесность; 3) француз­ский язык; 4) немецкий язык; 5) историю; 6) географию; 7) естествоведе­ние; 8) арифметику и геометрию; У) начала педагогики; 10) чистописание; 11) рисование; 12) пение; 13) женские хозяйственные рукоделия;14) танцы. Из числа сих предметов обучение французскому и немецкому языкам, равно танцам, может быть и необязательным для всех учениц...

§ 22. Учебный курс начинается с 7 августа и оканчивается 15 июня.

Раздел 111. Развитие образования в X I X в.

369

§ 24. Число учениц в классе должно быть не более 40. В противном случае класс делится на параллельные отделения. (...)

§ 28. Сверх семи классов общего курса при гимназиях могут быть устраиваемы педагогические курсы, в которых бы девицы, окончившие общий курс и предназначающие себя к наставнической деятельности,могли получить специальное педагогическое образование; равно пригото­вительные классы для элементарного обучения тех детей, кто по своему развитию не может быть принят в низший класс гимназии.

§ 29. Источниками для содержания гимназии служат: а) плата, взимае­мая с учениц за право пользования уроками; б) постоянные или едино­временные для некоторых гимназий пожертвования и другие местные пособия; в) производимое некоторым гимназиям ежегодное пособие из сумм Ведомства учреждений императрицы Марии. (...)

§ 31. Установленная за учение плата вносится вперед за полгода».

К концу X I X в. наряду с государственными женскими гимназиями су­ществовало большое количество частных, но все они былиплатными.

Во второй половине X I X в. растет число женских средних учебных заве­дений духовного ведомства - епархиальных училищ, открывавшихся с раз­решения Синода. Это полузакрытые учебные заведения, по выходе из кото­рых их воспитанницы получали право преподавания в начальных школах.

Общей особенностью женских учебных заведений этого периода стало более широкое понимание их целей: не только подготовка честных и добродетельных жен и матерей, но и общее развитие девушек, подго­ товка их к практической деятельности. . .

Расходы на мужские и женские учебные заведения (нач. XX в.)

Статья расхода

Учебные заведения

мужские

женские

Из государственного казначейства

58,1%

11,4%

Пособия:

от дворянства

0,7%

0,2%

от духовенства

8%

537=

от городских обществ

3,2%

6,07=

от земств:

губернских

1,2%

1,9%

уездных

1,5%

2,3%

от частных лиц

3,2%

7%.

Плата за учение

17,77=

41,4%

% с капиталов

2,7%

9,4%

Из других источников

3,7%

15,1%

370 Часть 11. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XXв.)

Как видим, гимназическое женское образование не стало обязаннос­тью государства.

Высшее женское образование

В X I X в. стали постепенно разрушаться некоторые веками установив­шиеся традиции, касающиеся женщин. Женщины уже не могли удовле­твориться лишь тем образованием, которое было им доступно, и той ролью, которая им традиционно отводилась. Появилась жажда знания, стремление к активной общественной деятельности.

Среди женщин среднего класса, кроме того, появилась необходимость приобретения каких-то специальных практических знаний и навыков, спомощью которых можно было бы обеспечить семью материально. Они также остро нуждались в образовании.

Но женщины в России середины X I X в. не имели равных прав с муж­чинами не только в политической и экономической жизни, но и в области образования. Женских школ - как начальных, так и средних - было зна­чительно меньше, чем мужских, программы женских училищ были уже по своему объему и содержанию,

В высшие учебные заведения женщин не допускали вообще. К середине XIX в. среди женщин наблюдается массовое стремление к получению выс­шего образования. Нельзя сказать, чтобы вполне естественное и законное стремление женщин к образованию было встречено в обществе с пони­манием. Началась упорная борьба с вековыми предрассудками, с устано­вившимся привычным укладом жизни.

В этой борьбе женщины обнаружили много энергии и постоянства.

Настойчивая борьба женщин за право на получение образования вы­звала в 60-х гг. X I X в. живой интерес общественности к проблеме женско­го образования; кроме дискуссий о путях его развития, стали создаваться многочисленные комиссии, подаваться в правительство проекты и про­шения.

Правительство было вынуждено пойти на уступки в деле женского образования, нооно не захотело взять на себя материальных забот о нем. Разрешено было открыть различного рода курсы для женщин, главным образом педагогические и медицинские. В 1868 г. в Петербур­ге были открыты Аларчинские и Владимирские курсы, в Москве -Лубянские курсы, в 1872 г. - педагогические курсы при Обществе воспитательниц и учительниц (позже они стали называться Тихомиров-скими).

Однако все эти женские курсы не являлись высшими учебными заве­дениями и ставили перед собой на первых порах ограниченные цели -дать слушательницам знания в объеме мужских гимназий ИЛИ подгото-

Раздел!!!. Развитие образования в X I X в.

371

вить их к преподаванию в начальных классах, прогимназиях и женских училищах.

Высшее же образование и к 70-м гг. оказывалось еще недоступным для женщин.

Вопрос о высшем женском образовании был поставлен самими жен­щинами, и решение его осуществлялось очень трудно. В 1867 г. в Петер­бурге на 1-м съезде естествоиспытателейЕвгения Ивановна Конради сде­лала доклад о его необходимости и устройстве для женщин курсов по физико-математическим и историко-филологическим наукам. 400 жен­щин поставили свои подписи под петицией ректору Петербургского уни­верситета. Через несколько месяцев от университетского совета был по­лучен ответ, выражающий сочувствие делу, но отказавший женщинам в открытии университета. Эта неудача побудила женщин искать иногопути. Они создалии совет из 43 профессоров университета и медицинской академии, которых предполагалось пригласить для чтения лекций на курсах. Среди них были А.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, К.Н. Бестужев,А.Д. Градовский, И.М. Сеченов и др. В совет вошли также 50 женщин. На совете выяснилось, что для открытия курсов нет денег и все надежды воз­лагаются на плату за слушание лекций.

После этого выработанная программа была представлена министру народного просвещения Толстому. Министр предупредил, что министер­ство средств не выделит. Но Министерство народного просвещения дало разрешение на открытие университетских курсов в виде публичных лек­ций для мужчин и женщин. Занятия начались в январе 1870 г. Лекции читались по вечерам. В праздничные и воскресные дни профессора вели практические занятия со слушательницами, разрешив им посещать каби­неты и лаборатории университета в свободные от занятий часы. Слуша­телей набралось около 900 человек.

Через полтора года после открытия курсов Толстой (министр) потре­бовал перевести курсы из университета в помещение мужской гимназии. Начались мытарства курсов по разным помещениям, и вскоре курсы пре­кратили свое существование.

Однако запретительные меры относительно высшего женского обра­зования были малодейственными. Женщины стали искать его за границей.

Надо заметить, что к середине XIX в. и в странах Западной Европы женщины также не имели полных прав на получение высшего образова­ния. Исключение составляла Швейцария, где женщины широко допуска­лись в университеты. Не имея возможности получить высшее образова­ние на родине, русские женщины уезжали в те страны, где такая возможность имелась. Особенно привлекала их Швейцария.

3/2 Часть U. История воспитания, образования и педагогической мысли у, России (до XX в.)

Примечательно то, что, когда двери швейцарских университетов были открыты для женщин, первая из поступивших и окончивших курс швей­царского университета (в Цюрихе) была уроженкой России. В 1872 г.число студенток того же Цюрихского университета равнялось 63, из них русских было 54.

В 1871 г. первая женщина была допущена в Цюрихскую политехни­ческую школу на механическое отделение. В 1872 г. одна поступила на химическое и еще одна на механическое отделения. Все три студентки были русскими.

Видимо, опасаясь дальнейшего развития этого процесса, царское пра­вительство в мае 1873 г. отдало распоряжение о незамедлительном воз­вращении в Россию под угрозой преследования всех русских женщин, обучающихся за границей.

Правительство составило специальную комиссию, которая вынуждена была признать необходимость учреждения в России высших учебных за­ведений для женщин.

В 1876 г. последовало Высочайшее повеление, которое предоставило министру внутренних дел право разрешать открытие высших женских курсов в университетских городах.

В 1878 г. в Петербурге возникли высшие женские курсы. На них на­чали принимать окончивших женские гимназии и другие женские сред­ние учебные заведения, дающие право на звание домашней учительницы. Окончание курсов не давало никаких прав. Во главе их стоял К.Н. Ъесту-жев-Рюмин, почему курсы оназывались Бестужевскими. Все лучшие про­фессора Петербургского университета преподавали на курсах. Многие из них читали лекции сверх положенной платы, другие жертвовали значи­тельные суммы из своего гонорара, ничего не получая ни за экзамены, ни за практические занятия. Помещение для курсов было предоставлено бес­платно. Лекции многими профессорами читались тоже бесплатно. Срок обучения 4 года.

На • вновь открытые курсы поступило более 800 слушательниц. С 1879 г. курсы начали получать казенное пособие в размере 3000 руб. в год, а с 1882 - такую же сумму от Петербургской городской Думы.

Высшие женские курсы возникли благодаря огромному стремлению женщин к высшему образованию.

С 1886 по 1889 г. приема на курсы не было под тем предлогом, что Министерство просвещения рассматривает вопрос вообще о женском об­разовании. К лету 1889 г. на них не осталось ни одной курсистки, вновь начались хлопоты. Александру III было подано прошение о новом откры­тии курсов. Ходатайство было удовлетворено, и в 1889 г. было принято144 слушательницы. Таким образом, курсы открылись, но со значительно урезанной программой.