Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

§ 4. Семейны е обряды и воспитание детей

Большим педагогическим потенциалом обладали обряды, передаваемые от поколения к поколению и служившие сохранению самобытности на­циональной культуры и воспитания. Они были постоянными спутниками всей жизни человека, сопровождая его от рождения до кончины, и имели яркую этническую специфику. Знакомство с некоторыми из них позволя-

146 Часть U. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

ет увидеть влияние семейных обрядов на развитие нравственных и эсте­тических установок, на становление личности.

Свадьба. Это самый торжественный, затейливый и поэтический извсех обрядов, заполненный песнями, причитаниями, приговорами и зани­мавший несколько дней, а часто и недель.

В самые отдаленные времена у славян было принято «умыкание» не­вест по предварительному сговору, которое происходило на праздниках в честь языческой покровительницы влюбленных Лады. Известны кроме умыкания некоторые другие обряды, совершаемые вXI-ХШ вв.: вожде­ние вокруг дуба, «плескание водой» (для закрепления брака), разувание жениха невестой, что означало ее покорность мужу. В XIV-XV вв, брач­ный сювор стал скрепляться церковным обручением и специальной гра­мотой, В это же время сформировался свадебный обряд, который продол­жал жить в народной культуре и в последующие века. В нем соединились действия, связанные с дохристианскими верованиями и христианской ре­лигией.

К языческим элементам свадебного ритуала относятся действия, обе­регающие от враждебных сил. Так, во время сватовства ехали окольными путями с объездами; подменяли невесту; молодые подъезжали со двора, а не с крыльца, обметали свадебный поезд веником - все это проделыва-лось для того, чтобы обмануть темные, враждебные силы.

К древним элементам свадебного ритуала относятся также действия, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. Это - обсыпа­ние молодых зерном или хмелем, расстилание под ноги невесты шубы, раскидывание сена и соломы, угощение яйцами и др.

В свадебный обряд входили и церковные элементы: моления присвечах и лампадах, участие в свадьбе священнослужителей, венчание в церкви.

В свадебном обряде был постоянный состав действующих лиц: жених - «князь» и невеста - «княгиня», ближайшие родственники, крестные, сваты, девушки-подружки, «дружка», «тысяцкий», который всюду сопровождал жениха, «бояре» - почетные гости.

Дружка (дружко) был представителем жениха и главным распоряди­телем свадьбы; он должен был следить за соблюдением обрядов, уметь веселить присутствующих, быть находчивым и сообразительным.

Свадьба включала в себя три основных этапа: предсвадебный, сама свадьба и послесвадебный, каждый из которых предусматривал свои об­ряды и обычаи.

Предсвадебный период начинался в доме жениха семейным советом,в котором жених не участвовал. Здесь обсуждали, каково здоровье, пове­дение намеченной родителями невесты, ее родословную, трудолюбие, ее умение вести хозяйство, имущественное положение и т.п.

Раздел I, Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до xv1i1 в.) 147

Начальный этап свадьбы включал в себя несколько актов: сватовство, сговор; смотрины невесты; осмотр хозяйства жениха; рукобитье, оконча­тельное сватовство; завершающий акт - сговор, лады. «В конечном итоге все эти действия сводились к получению согласия на брак, выяснению экономических отношений между двумя семьями и, так сказать, обрядо­вому и юридическому (по обычному праву) оформлению переговоров, а многочисленные сидения (застолья) и взаимные гостевания способствова­ли знакомству сторон, привыканию невесты и жениха к своему новому положению»1.

После того как невеста была одобрена, начинался следующий этап -сватовство. Сваты - кто-нибудь из родственников жениха или его крестные отец и мать, или просто односельчанин, шустрый на язык, иловкая, бойкая баба подбирались тщательно и ответственно («выбирай не невесту, а сваху»). В ритуале сватовства учитывалось многое: день недели («легкие» дни - воскресенье, вторник, четверг, суббота), путь, по которо­му поедут сваты, их одежда и многое другое. Обычно празднично одетые сваты отправлялись в дом невесты вечером и даже ночью, старались про­ехать незаметно, ехали не прямо, а с объездом. Нередко свахи обували валенки, надевали шубу независимо от погоды. Палка, кочерга и сковород­ник в руках у свахи нужны были для того, чтобы «выгрести девку». Подъ­ехав к дому, сваха бегом вбегала в него - так же быстро тогда пройдет и сватовство с положительным результатом; оборачивала трижды вокруг себя ступу (в ней девушка толкла лен) - значит, девушка трижды прой­дет в церкви перед аналоем, будет повенчана; ударяла пятою в порог, чтобы невеста «не попятилась» и т.п.

Совершив различные магические действия, помолившись Богу и по­здоровавшись с хозяевами, приступали к делу: «У вас товар - у нас . купец», «у вас курочка - у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хле­вушок?». Иногда же прямо говорили: «Не пол топтать, не язык чесать, мы пришли дело делать - невесту искать». Сваты расхваливали жениха, вы­спрашивали о невесте. Не принято было, чтобы родители давали согласие сразу, это считалось неприличным; если подходило предложение, соглаша­лись вести переговоры дальше. Если же жених не устраивал чем-то, то отговаривались, стараясь не обидеть: «Еще молода, надо подождать»,«у нас товар не продажный, не поспел». Но сваты настаивали на своем, и только поняв свою неудачу, уходили. Посещения сватов повторялись не­сколько раз: вначале это была «разведка», потом «проверка» и др. Если предварительный этап сватовства удавался, сваты получали приглашение: «Хлеб-соль принимаем, а вас под образа сажаем». И тогда переходили к

' Русские. С 475.

148 Часть II, История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

обсуждению брачного договора: приходили к согласию о приданом девуш­ки, о подарках с обеих сторон, о приобретении необходимых для свадьбы вещей. В приданое деревенской невесты входило личное имущество («сун­дук»), телка или овца, иногда денежное накопление или надел земли - в разных местах по-своему.

Просватанная невеста передавала жениху залог - обычно платок, ко­торый сваха несла в поднятой вверх руке через всю деревню, сообщая таким образом всем о предстоящей свадьбе.

Дальше наступал черед смотрин: вначале родители девушки осмат­ривали хозяйство жениха; если оно их устраивало, через несколько дней приглашали «сторону» жениха на смотрины невесты. Тогда приезжал жених со своими родителями и ближайшими родственниками. Бывало и так, что жених и невеста на смотринах впервые видели друг друга. Невеста показывалась во всех своих платьях, нередко тут же она пока­зывала и свое умение трудиться: пряла, шила и т.п. Смотрины заверша­лись застольем, на котором, как во время всей свадьбы, пели песни с особым содержанием. После смотрин через 2-3 недели проходилсго­вор, заканчивающийся рукобитьем. Во время сговора завершали обсуж­дение предстоящей свадьбы и закрепляли договор рукопожатием. До свадьбы после сговора могло пройти две-три недели, а иногда и целый год. В это время просватанная девушка занималась своим приданым, го­товила подарки, иногда и венчальную одежду для жениха; ей помогали подруги, так как «кто на невесту шьет - помолодеет». Ее проведывалжених; невеста одевалась в эти дни буднично, не пела, на улицу не вы­ходила.

Как видим, на протяжении всего предсвадебного периода жених и невеста не участвовали в переговорах, за них все решали сваты, родители, дружки.

За несколько дней до свадьбы проводились посидки, илаканшу невес­ты, на которые приходили девушки, женщины и дети - все, кроме му­жиков деревни. С момента сватовства до отъезда в церковь девушка пла­кала, причитала, «выла», так как считалось, чем больше она плачет, тем легче будет ей жить в семье.

Стоя у порога избы, держась за скобу, невеста голосила и кланялась:

Уж я первый-то поклон да положу

Уж за красное солнышко,

За родителя-тятеньку.

Уж я второй-то поклон да положу

Уж за желанье - желаньице,

У>к за кормилицу, за матеньку.

Уж я третий поклон да положу

Уж за сизых голубочков,

За родимых любимых братиков...

Раздал I. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 149

Невеста обращалась с причитаниями то к отцу-матери, то к братьям-сестрам, то к подругам, просила заступиться за нее, не отдавать в «злы-чужи люди».

Последний день перед свадьбой - девичник (пропой, посида, девичий пир, вечеруха) означал, что приходил конец свободной девичьей жизни,когда девушка прощалась со своей семьей. Ритуальные обряды этого дня: баня; расплетение косы; прощание с «красотой» - символом девичьей жизни: кудель, деревце, лента, венок. Перед отправкой в баню невестапросила благословения у родителей, после этого подруги с причитаниями вели ее в мыльню. Невесту парили веником, который присылал ей жених.

Особый момент перед свадьбой - расплетание косы невесты подруж­ками под причитания:

Уж не свет ли рассветается,

Не заря ли занимается,

Не девичья ли жира коротается,

Уж не трубчата ли коса да расплетается...

После «расплетания» невеста ходила с распущенными волосами, а две косы заплетали ей свахи после брачной ночи.

В этот же вечер жених и его родня отправлялись в дом невесты с по­дарками, сваха перед выездом в вывернутой мехом вверх шубе разбрасы­вала зерна овса. Крестная мать одевала невесту в присутствии подружек, те пели свадебные песни.

Г 1осмотрите-тко, да — поглядите-тко,

Уж не едут ли да женихи?

Да не едут ли молодые?

Да закладите им дорожку,

Чтоб никто не проехал, да не прошел...

Иногда так и было: перед приехавшими «закладывали» дорожку, тогда начинались переговоры в иносказательной форме: «Ехали мы ночью, сби­лись с дороги, да увидали на снегу след зверушки, по этому следу мы жилье отыскали, да к вам невзначай пришли, не пустите ли странников?» Стор­говавшись, отгадав загадки, попадали в избу, а в это время братья невесты распрягали лошадей прибывших. Все собирались в доме, помолившись,«выкупив» место для всей компании, садились за стол, одаривали невесту и ее подружек подарками. Заканчивался для гостей вечер так: после стола прятали невесту, жених искал ее среди подруг, а ему подсовывали старух, так до тех пор, пока не выкупали невесту. После отъезда гостей девичник продолжался; невеста сидела, накрытая платком, и причитала.

День свадьбы являлся кульминационным в свадебном обряде. Он на­чинался в доме невесты, где проходило короткое застолье, и жених с невестой отправлялись в церковь. Заканчивались оплакивание и причи­тания невесты. Было принято перед церковью разметать дорогу вени-

150 Часто //. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

ком, под ноги жениху и невесте бросать деньги на разостланный платок. Сам обряд венчания в церкви одинаков повсюду, но придавалось боль­шое значение приметам; уронить обручальное кольцо - не к доброму житью; погасшая свеча предсказывала скорую смерть державшему ее; тот, кто под венцом держал свечу выше, тот и будет главенствовать в семье и т.п.

После церкви свадебный поезд отправлялся в дом молодого, здесь их встречали с песнями, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскла­дывали огонь и переводили их через него. Мать молодого могла встречать новобрачных в вывернутой шубе, тогда из толпы встречающих восклица­ли: «Мохнатый зверь на богатый двор, молодым князьям да богато жить». Родители благословляли молодых, а молодые кланялись им в ноги.

Начинался свадебный пир, молодых усаживали за стол на лавки, по­крытые шубами, со словами: «Шуба тепла и мохната - жить вам теплои богато». Свекровь с помощью ухвата «вскрывала» молодую, т.е. снимала с головы ее покрывало (а в более близкие к нам времена - фату), гости одаривали молодую подарками. Это был первый свадебный стол, за кото­рым сами новобрачные не ели, а окружающие не умолкали, произнося им пожелания, пели величальные.

После первого был второй стол, здесь появлялись родственники моло­дой, молодая одаривала подарками родню мужа.

Обращалась к свекру, кланяясь в ноги:

  • Как вас звать?

  • Батюшкой.

Затем к свекрови, кланяясь в ноги:

  • Как вас звать?

  • Матушкой.

И, конечно, не смолкали песни, которые пели девушки, сопровождая всю свадебную церемонию:

Золото с золотом свивалося,

Да свивалося.

Жемчугом сокаталося,

Да Иван с Аксиньей сходилися,

Да Иван с Аксиньей сходилися.

А наше-то золото да получше,

Наша жемчужина-то да подороже...

Заканчивался и этот стол, молодые падали родителям в ноги: благосло­вите на брачное ложе. Его устраивали в каком-нибудь холодном месте -в нетопленой бане, в конюшне или в отдельной избе, а провожали моло­дых с музыкой и шумом - тоже, вероятно, пытались отогнать темныесилы, чтобы не навели «порчу». А пир в это время продолжался. Через некоторое время будили молодых, те же дружка и сваха вели их в избу и