Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... I 427

В своих работах «"Родное слово". Книга для учащих», «Педагогическая антропология» Ушинский не только изложил дидактику начальнойшколы, но развил и общедидактические идеи: о необходимости нагляднос­ти в преподавании, обращении к опыту и знаниям учащихся, последова­тельности в изучении наук, о продвижении от известного к неизвестному, опоре на интерес, об учете возрастных особенностей детей. Кроме того, Ушинский описал методы, приемы обучения, знания которых так не хва­тало учителю. ■

Мысль Ушинского о том, что выбор метода обучения определяется возрастом учащихся, что чем меньше возраст учеников, тем больше тре­буется педагогических знаний учителю, высказана им так: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первона­чального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лек­ций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно»1. Это «широкое основание» и было раз­работано им.

Многие методические приемы, предложенные К.Д. Ушинским, из­вестны сегодня каждому из своей школьной жизни, так как составители учебников и учителя используют идеи Ушинского и в настоящее время.

Педагогическая наука и искусство воспитания

Что такое педагогика - наука или искусство? Этот вопрос поднимает К.Д. Ушинский в ряде своих работ. Определив, что предмет воспитания -это человек, Ушинский, исходя из этого, рассматривает и содержание пе­дагогической науки. Подвергнув критике современную ему педагогику за голословные утверждения и рецептурность, неприложимые к делу воспи­тания, он предлагает свое представление о ней. Педагогика - это наука, но наука особенная.

Педагогика как наука. В «Педагогической антропологии» Ушинский подчеркивает, что необходимо выделить в ней два пласта: педагогику в «обширном смысле» как собрание знаний, необходимых и полезных вос­питателю, и педагогику в «тесном смысле» как собрание воспитательных правил. Первый пласт - это научные знания о человеке по разным отрас­лям наук и осознание на основе знания наукцели воспитания. Последнее особенно важно в педагогической деятельности, так как без определенияцели (а она во многом подсказывается философией), трудно рассчитывать на успех воспитания. Так же как архитектор, принимаясь за строитель­ство здания, представляет себе, что он будет возводить: дом для жилья или торжественные ворота, или сарай, или гостиницу, так и воспитатель не

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. С 306.

428 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

может не знать, какого человека он хотел бы подготовить к жизни. «Вве­ряя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мыимеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет пресле­довать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и кате­горичного ответа»1, - пишет КД. Ушинский в предисловии к «Педагоги­ческой антропологии».

Педагогика в «тесном смысле» имеет в виду правила и законы пред­намеренной деятельности наставника, направленной на развитие ума,чувств, нравственности ребенка. Из определения цели вытекают как со­держание, так и методы, приемы воспитания. Таким образом, педагогикав широком понимании, как научное знание о человеке и целях его воспи­тания, позволяет определить и конкретную его методику. В целом же можно сделать заключение, чтопедагогика в понимании К.Д. Ушинско-го - этонаука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов.

При определении научного содержания педагогики важно выявить роль в нем теории и практики. В обществе господствуют две крайние точки зрения: одна из них - педагогика - это теория об абстрактных началах воспитания, ее придерживаются теоретики, вторая - практика воспитания не имеет никакого отношения к этим философским теориям, ее чаще всего высказывают практики. Середину между этими крайностя­ми заполняет теоретико-практическая педагогика. Ведь нет, утверждает Ушинский, такого педагога-практика, который бы не руководствовался своей, хотя, может быть, и туманной теорией; также и смелый теоретикхотя бы изредка оглядывается на факты. Придавая большую роль фактам, следует помнить, что они сами по себе не означают опытности в воспи­тательной деятельности. Факты ценны тогда, когда они анализируются, обобщаются, осознаются и складываются в теорию. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроиз­вести повторно.

Призывая педагогов изучать педагогическую теорию, Ушинский предостерегал от стремления педагогов получить готовый рецепт воспи­тания. Нельзя ограничиться изучением педагогических рекомендаций, так же как и знаниями, вынесенными только из опыта, так как «одна педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в меди­цине*-.

«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управ-

Ушгтскгш КД Собр. соч. Т. 8. С. 56.