Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Osokina_G_L_-_Kurs_garzhdanskogo_sudoproizvodst.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
3.87 Mб
Скачать

Глава 9. Представительство в суде 243

процессуального интереса, который в зависимости от конкретного вида представительства может носить служебный, профессиональный или об- щественный характер. Более того, в отличие от процессуального истца, который не может рассчитывать на получение гонорара за оказываемую по- мощь, интерес договорного представителя может иметь одновременно и ма- териально-правовой характер, поскольку размер причитающегося ему возна- граждения зависит от исхода дела, то есть процессуального результата.

Далее, будучи процессуальным дублером стороны или третьего лица, судебный представитель с точки зрения формальной логики не может быть зачислен в иную, чем сам представляемый (сторона или третье лицо), груп- пу участников процесса, то есть в группу лиц, содействующих правосудию. Это тем более очевидно, если учесть, что задачей судебного представителя является оказание помощи и содействия не суду (не правосудию в целом), а конкретной стороне или третьему лицу, то есть представляемому. В этой связи хочется вспомнить слова профессора В.Н. Щеглова, который гово- рил, что ставить перед истцом или ответчиком задачу установления истины по делу - значит похоронить правосудие. Чтобы убедиться в справедливо- сти этих слов, достаточно привести пример из истории русской адвокату- ры. Знаменитый адвокат Федор Плевако на пари с миллионером Саввой Морозовым добился оправдания пожилого священника, обвинённого в рас- трате небольшой суммы денег. В защиту подсудимого Ф. Плевако сказал следующее: «Конечно, батюшка поступил дурно. Но ведь он 30 лет молил- ся за нас и отпускал нам грехи. Так отпустим и мы единственный его грех, люди православные!»

Рассматривая статус представителя в содержательном плане, то есть с точки зрения его процессуальных прав и обязанностей, нетрудно заметить, что при ведении дела от имени и в интересах стороны либо третьего лица в пределах предоставленных полномочий, судебный представитель пользу- ется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности лица, участвующего в деле. По действующему гражданско-процессуально-му законодательству он имеет право: а) возбуждать дело или производство и подписывать исковые заявления, ходатайства, жалобы; б) выступать с объ- яснениями по существу дела, в судебных прениях и с репликой; в) в преде- лах предоставленных ему полномочий заявлять отказ от иска, заключать мировое соглашение и таким образом инициировать прекращение произ- водства по делу; г) в пределах предоставленных полномочий признавать иск, обжаловать судебные акты, а также требовать их принудительного исполнения; д) несет обязанности по оплате судебных расходов, соблюде- нию процессуальной дисциплины и т.п. Приведенный перечень прав и обя- занностей красноречиво свидетельствует о том, что по своему правовому

244 Раздел //. Лица, участвующие в деле

положению судебный представитель является лицом, участвующим в деле, потому что способен оказывать влияние на возникновение и дальнейшее развитие судебного процесса по гражданскому делу.

Субъективное нежелание признавать судебного представителя лицом, участвующим в деле, с одной стороны, и объективная невозможность при- знания его лицом, содействующим правосудию, с другой стороны, побуди- ли некоторых авторов к поиску компромиссного варианта решения этого вопроса. Речь идет о позиции Т.Н. Евстифеевой, по мнению которой судеб- ные представители вообще не являются субъектами (участниками) граж- данского процессуального отношения, потому что допускаются в процесс лишь для «восполнения, замены или дополнения дееспособности представ- ляемых ими лиц»1. Судебный представитель - это некий процессуальный «рукоприкладчик» сторон и третьих лиц. Однако такой подход к определе- нию статуса судебного представителя представляется абсурдным как с тео- ретической, так и практической точек зрения. Судебный представитель является самостоятельным субъектом гражданского процессуального права и гражданского процессуального отношения, ибо обладает вполне опреде- ленными процессуальными правами и обязанностями, которых нет и не может быть в принципе у других участников процесса.

Наличие у судебного представителя юридического интереса, обуслов- ленного необходимостью оказания стороне или третьему лицу помощи в защите его субъективных прав и интересов, исключает возможность заяв- ления судебному представителю отвода. В перечне лиц, подлежащих в соответствии с требованием соответствующих норм ГПК отводу, нет судебных представителей. И это не случайно. Согласно ГПК основанием для заявления отвода участнику процесса выступает его заинтересован- ность в исходе дела. Это означает, что лица, участвующие в деле, в силу своей заинтересованности в деле не подлежат отводу вообще, тогда как иные участники процесса (судьи, секретарь судебного заседания), в том числе лица, содействующие правосудию, могут быть отведены, поскольку по закону они не имеют и не должны иметь интереса к делу. Сама по себе дискуссия по вопросу о статусе судебного представителя не столь без- обидна, как может показаться на первый взгляд. Например, отсутствие в перечне лиц, подлежащих отводу, судебных представителей расценивается некоторыми авторами как несовершенство действующего законодательст- ва, которое предлагается устранить путем закрепления в ГПК правила об

1 Евстифеева Т.Н. Гражданские процессуальные правоотношения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук Саратов, 2001. С. 8, 28.