Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

209

3.5.2. НАПАДЕНИЕ ИТАЛИИ НА ЭФИОПИЮ

В этой международной обстановке агрессия Муссолини про­тив Эфиопии стала не просто авантюрой неуравновешенного диктатора, а рассчитанной акцией, направленной на достижение успеха для укрепления его собственного престижа. При этом он спекулировал на всеобщем стремлении к миру и высокомерно считал, что одобрение, хотя и косвенное, его действий практи-чески получено. Хотя на словах государства-члены Лиги Наций демонстрировали свое решительное неприятие итальянской ак-ции, но делали они это потому, что Эфиопия, как это ни пара-доксально, именно благодаря Италии, стала членом Лиги.

Если бы Эфиопия не была членом Лиги Наций (поскольку не располагала для этого необходимыми данными, но ее гарантами выступили в свое время Франция и Италия), итальянская акция имела бы совершенно иные последствия, чем она действительно вызвала, и которые были, в сущности, достаточно мягкими, хотя и широко афишированными по форме. Иначе говоря, итальян-ская агрессия рассматривалась как чрезмерная реакция на спор-ный казус, а не как акт, неприемлемый с точки зрения междуна-родного права.

Итак, когда 5 октября правительство Эфиопии обратилось в Женеву с протестом против итальянской агрессии, то 9 октября в ответ ей сообщили, что в соответствии со ст. 16 Устава Лиги На-ций к Италии применены экономические санкции. Однако из них были исключены такие стратегически важные товары, как железо, сталь, медь, цинк, свинец, хлопок, шерсть. Примечатель-но, что санкции не касались и поставок нефти, хотя одной этой меры было бы достаточно, чтобы парализовать действия Италии, особенно если бы был закрыт Суэцкий канал, чего заинтересо-ванные стороны не сделали.

Эта водевильная обстановка вызвала в Италии подъем нацио-налистических чувств и недовольство действиями западных импе-риалистических стран. Впервые Муссолини «во имя любви к ро-дине» получил неожиданную поддержку, столь широкую, что она включала даже часть коммунистов, находившихся в изгнании. Лига Наций предприняла неубедительную попытку притормозить или прервать агрессию. Эти «благородные» намерения выглядели еще менее убедительными, поскольку одновременно продолжа-лись секретные англо-французские переговоры о компромиссной формуле, которая позволила бы вернуть Муссолини в число участ-ников «фронта Стрезы» (с поощрительной премией за агрессив-ную акцию) в обмен на прекращение вооруженных действий, а это

210

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

можно было бы назвать успехом политики Лиги Наций. Такова была обстановка, в которой вызревала дипломатическая формула, известная как «компромисс Хора-Лаваля».

3.5.3. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ КОМПРОМИСС ХОРАЛАВАЛЯ

Великобритания и Франция в период с конца сентября до се­редины октября договорились о совместных действиях на случай, если итальянская акция приведет к вооруженному столкновению в Средиземноморье. Тем временем, военные действия в Эфиопии разворачивались с трудом, натолкнувшись на неожиданное со­противление абиссинцев, а также в связи с неумелым командова­нием итальянскими вооруженными силами, которое было пору­чено генералу Де Боно, преданному Муссолини. Медлительность военных объяснялась также желанием сохранить силы в ожида­нии закулисных решений. Весь комплекс сложившихся обстоя­тельств таил возможности для возобновления дипломатического диалога. Целью была формула, предложенная в сентябре комис­сией по расследованию: как можно ближе подойти к тому, что называлось «мандатом Италии», либо найти другие формы, но в любом случае постараться избежать обвинений в том, что между­народное сообщество поддерживает агрессора.

В начале ноября компромисс был намечен, его проект в тече­ние первой недели декабря получил в целом одобрение Муссоли­ни, что подразумевалось само собой, так как в его подготовке участвовал лично Дино Гранди. Проект предусматривал, что Ита­лия получает большую часть областей Тигре и Огаден и возмож­ность расширить свое экономическое влияние на обширной тер­ритории Южной Эфиопии под определенным контролем со сто­роны Лиги Наций. В обмен на это Эфиопия получала в качестве уступки коридор до порта Ассаб, обеспечивавший ей выход к морю. Фактически, компромисс предоставлял Италии контроль над двумя третями абиссинской территории. И это при том, что Италия в военных операциях не добилась значительных успехов. Эти уступки были сделаны в надежде предотвратить сближение Муссолини с Гитлером.

В Лондоне текст документа вызвал бурю в правительстве. Об­суждалось, следует ли направить проект одновременно Италии и Эфиопии, а также возможно ли снять самые острые моменты, связанные с уступкой английских и французских портов Эфио­пии. В действительности, речь шла о дискуссии, лишенной смыс­ла, так как предпринятая инициатива не была личным проектом Хора, а результатом тщательной работы кабинета консерваторов (того самого, который незадолго до этого победил на выборах