Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

131

двух держав: Франции и Германии. Эпоха Бриана и Штреземана исчерпала себя, приведя к некоторым поверхностным изменени-ям, сгладившим острые углы, но не устранившим глубинные причины враждебности. A posteriori трудно разобраться, был ли оптимизм второй половины двадцатых годов плодом наивности, простодушия, доброй воли тех, кто ограничивался построением словесных конструкций, или же это был результат взаимного и сознательного обмана, направленного на то, чтобы отложить под-ведение итогов до того момента, когда жертвы, только что прине-сенные войне, отойдут в прошлое в сознании людей и вновь ста-нет возможным появление старого и нового национализма в старой и новой Европе. Однако в целом эти черты международной жизни препятствовали тому, чтобы размышления о мировых проблемах в категориях рационализации управления глобальными финанса-ми, столкнулись бы с реальностью, пропитанной обидами, прева-лирующими над строгой рациональностью и порождающими кон-фликты.

Прежде чем конкретно анализировать политическое значение экономического кризиса 1929-1932 гг. следует учесть эти осново­полагающие моменты. В самом деле, они демонстрируют невоз-можность дифференциации различных проектов развития между-народных отношений. Следовательно, исходя из опыта первого послевоенного десятилетия, нельзя не учитывать взаимодействие между различными аспектами политики, проводимой каждым от-дельным правительством.

2.2. Финансовый кризис и кризис производства

2.2.1. Крах на уолл-стрит

24 октября 1929 г. на фондовой бирже на Уолл-стрит в Нью-Йорке раздался первый серьезный сигнал тревоги: 13 млн. акций были проданы по рекордно низким ценам. Это было только на-чало. «Черным вторником» американской фондовой биржи стало 29 октября, когда после недели непрекращавшегося падения сто-имости акций было продано еще 16 миллионов. Несмотря на не-которые моменты улучшения ситуации, падение стоимости акций продолжалось на протяжении всего ноября, затем остановилось приблизительно на год и продолжалось почти безостановочно, достигнув минимального значения в июне 1932 г. Лишь в 1936 г. стоимость акций поднялась до докризисного уровня. В 1932 г. средние котировки основных мировых бирж снизились на вели-чину от трети до четверти по сравнению с уровнем 1927 г., и без

132

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

того низким. Вначале кризис создавал впечатление биржевого кризиса, связанного прежде всего с ажиотажными спекуляциями, искусственно вызвавшими повышение цен, с излишней ролью трестов и инвестиционных компаний в американской финансовой жизни, что увеличивало долю капитала, подверженного риску, и смешивало солидные предприятия с авантюрными. Кредитные ужесточения выявили перепроизводство товаров (автомобилей, продукции строительной отрасли), а также серьезные трудности, связанные с падением цен на сельскохозяйственные и продоволь-ственные товары, такие как зерно, хлопок и мясо, составлявшие главные статьи в американском продовольственном экспорте, и затрагивавшие государства, традиционно важные для американ-ской экономики.

Безработица возросла до 1 млн 600 тыс. человек, что еще не являлось тревожным признаком, в том числе и потому, что бир-жевой кризис не привел немедленно к краху производственной деятельности. Напротив, она достигла в целом в 1929 г. более вы-сокого по сравнению с индексом 1913 г. (взятым за 100) индекса -180, 08 пунктов, а в 1930 г. индекс производства оставался еще достаточно высоким - 148. В определенном смысле, именно ис-кусственный рост производства в 1929 г. увеличил масштаб ката-строфы, когда производство снизилось в 1932 г. ниже уровня, взятого в качестве параметра, - до индекса 93,7.

2.2.2. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЕВРОПЫ

Если бы американский биржевой кризис остался ограничен-ным Соединенными Штатами, то, вероятно, он развивался бы в рамках циклического, а не структурного кризиса. Однако, он по­влиял на ситуацию в Европе, в которой несколько месяцев спус-тя после краха на Уолл-стрит начали проявляться признаки ухуд-шения ситуации. В Германии приостановка потока долгосрочных кредитов из Соединенных Штатов, связанная с ростом в 1928 г. и в первой половине 1929 г. котировок на Нью-Йоркской бирже и, соответственно, с меньшей склонностью американских финанси-стов к инвестициям за границей, привела к резкому инфляцион­ному скачку и кризису производства. В 1932 г. число немецких безработных достигло почти 6 млн человек (больше американского уровня), что составляло около половины всех наемных рабочих.

Связь между прекращением кредитования и безработицей очень важна. Политические последствия были неизбежными, ибо вновь возрождались страхи и недовольство, характерные для 1923 г. Когда рост пособий, выплачиваемых безработным, привел к труд-