Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

299

ствах оградить Восточное Средиземноморье от войны. Это был первый шаг к более тесному союзу, для заключения которого ре-шающей оставалась позиция Советов.

И снова двойственная политика, проводимая Москвой с мая по август 1939 г., стала определяющей для выработки решений всех стран Дунайско-Балканской Европы. Ускорение заключения соглашения СССР с Англией и Великобританией усилило бы по-зиции защитников сложившегося порядка. Отсутствие такого со-глашения придало бы решительности сторонникам перемен, в особенности пронацистским элементам в правительстве Венгрии. Противоречивость ситуации заключалась в том, что от решений Советов зависело сохранение или падение реакционных и кон-сервативных режимов во всем регионе.

4.6. Советско-нагщстский пакт

4.6.1. РАЗОЧАРОВАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Нарушив после подписания «Стального пакта» только что взятые на себя обязательства о консультациях с Италией относи-тельно своих планов, по крайней мере, в общих чертах, Гитлер 23 мая созвал одно из самых больших совещаний нацистских ру-ководителей, на котором выступил с продолжительной речью о своих целях и планах на ближайшие недели. «Мы находимся в ситуации, отличающейся национальным энтузиазмом и совпаде-нием намерений с двумя другими государствами: Италией и Япо-нией», - сказал Гитлер.

Затем он добавил: «Речь идет не о Данциге. Речь идет о рас­ширении нашего жизненного пространства на Восток и обеспе-чении себя продовольственными ресурсами, а также о решении балтийской проблемы. Продовольствие можно найти только в малонаселенных районах. Немецкое рациональное управление в совокупности с плодородием почвы приведут к громадному уве-личению запасов. В Европе нет иных возможностей... Проблема “Польша” неотделима от проблемы столкновения с Западом... Бесполезно надеяться на повторение того, что произошло в Че-хословакии. Нам предстоит сражаться. Задача состоит в том, что-бы изолировать Польшу. Очень важно, чтобы удалось ее изоли-ровать».

Изолировать Польшу означало вывести Запад из игры и по­мешать ему оказать полякам помощь. Почему возникла дилемма: атаковать сначала Польшу или прежде Францию и Великобрита-нию? Гитлер дал уклончивый, но блестящий ответ. Очень многое

300

Часть 2. Вторая мировая война

зависело от Японии. Гитлер стремился ускорить принятие реше­ний японцами именно для того, чтобы получить более четкую перспективу действий в Европе.

Если СССР продолжит антигерманскую политику, полагал он, то это может повлиять на Японию: «Союз Франция-Вели­кобритания-Россия против Германии-Италии-Японии заставил бы меня напасть на Великобританию и Францию и нанести им смертельный удар» даже, если придется, «молниеносно» нару­шить нейтралитет Голландии. Не стоило питать иллюзий. Вели­кобритания стала врагом «не на жизнь, а на смерть», и идея «де­шево отделаться» была опасной: более того, «нереальной». Сдер­жанность, которую продемонстрировали японцы относительно планов тройственного союза с Германией и Италией, была связа­на с их заинтересованностью в проведении, если возможно, анти­советской политики, но только в тот момент и на тех условиях, которые устраивали Японию в наибольшей степени.

Отсюда вывод: подготовить нападение на Польшу, так чтобы незамедлительно вывести ее из игры, не позволив польской вой­не сразу же «соскользнуть» в более масштабный конфликт. Одно­временно подготовиться к «долгой войне» с целью оккупации Голландии, Бельгии и Франции и заложить основы для победо­носной войны против Великобритании. Проблема состояла в том, чтобы «при первой возможности» и под любым предлогом напасть на Польшу, изолировав ее дипломатически, чтобы затем начать войну против Великобритании. Отношения с СССР зависе­ли от отношений с Японией. «Первая возможность», решил Гит­лер, могла представиться 26 августа: на этот день было запланиро­вано начало операций, которые готовились в глубокой тайне.

Как видим, цели Гитлера были ясны, но гораздо менее четко были определены условия и расстановка сил. Несомненно, что в этот период в Европе он был, возможно, арбитром международной ситуации. Но именно находясь в зените своего влияния, когда Гитлер, практически, мог сделать любой выбор, который облегчил бы достижение поставленных целей, он был одурманен собствен­ным решением развязать войну, т.е. «показать миру мускулы» германской мощи, чтобы дальше сеять ужас и страх. В результате фюрер сделал ряд ошибок в оценке ситуации, что в дальнейшем привело его к поражению.

Гитлер питал большие и порой необоснованные иллюзии, так как был уверен, что Германия обладает огромным технологичес­ким потенциалом и ей не хватает лишь некоторых видов сырья и «жизненного пространства». Он заблуждался и не сознавал, на­сколько шаткими были основы, на которых строилась его полита-