Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

Излагая свои идеи и планы, Рузвельт выступал не как изоли­рованный политик. Его идеология отражала интенсивный про­цесс переосмысления международных проблем, происходивший в период между войнами и, в особенности, после депрессии. Меж­ду тем, Рузвельт внес в эти концепции свой личный стиль в дип­ломатии, можно сказать, почти королевский подход к решению проблем. Не случайно американская историография, опираясь на свой опыт, могла потом говорить об «имперском президентстве».

В дипломатическом стиле Рузвельта присутствовала мудрая смесь глобальных проектов и внимательное отношение к тому, как и когда они излагаются, а также учитывались уступки, кото­рые были необходимы в связи с конъюнктурой момента. Кто-то мог увидеть в этих уступках прагматизм или даже цинизм дурно­го пошиба. Но они отражали более объемное видение вещей, свидетельствовали об уверенности, что через некоторое время уступки великодержавной политике, признание правомерности некоторых практических требований момента должны уступить место основным движущим силам в системе международных от­ношений, или точнее, силам, приведенным в движение деятель­ностью Соединенных Штатов на международной арене.

Рузвельт был поглощен этой деятельностью. Он считал возврат Соединенных Штатов к изоляционистской политике наибольшей угрозой для будущего мира в мире и полагал, что реконструкцию международной системы следует осуществлять на основе общих положений, способных приглушить стремления к расколу и изоля­ции, которые приводят к протекционизму и войне.

Великая депрессия оставила в Соединенных Штатах слишком глубокий след, чтобы протагонисты возрождения не поняли при­чин происшедшего и необходимость предотвратить повторение этого в будущем. Поэтому концепции общего характера стали от­ражением новой американской реальности, сложившейся в ре­зультате войны. Если опасность представлял изоляционизм, то ответ Рузвельта заключался в том, чтобы при поддержке обеих партий превратить изоляционистов в маргиналов, что позволило бы ему узаконить создание новой международной организации, которая стала бы обязательным институтом для мирного решения спорных вопросов. Если опасность представлял протекционизм, то в ответе Рузвельта выражалось требование необходимости трансформации международной экономической системы так, чтобы Соединенные Штаты не играли бы лишь роль аварийно-спасательной службы в моменты обострения кризиса или стано­вились жертвами краха международного рынка. Рузвельт хотел, чтобы США выступали в качестве мотора многосторонней уни-

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 533

версальной системы, созданной с целью достижения промышлен­ного процветания и экономического роста, в рамках которой действовали бы органы, способствующие преодолению конъюнк­турных кризисов в определенных странах. В случае возникнове­ния особых проблем в отдельных регионах и странах, Рузвельт считал возможным добиваться не достижения компромисса отно­сительно границ сфер влияния, а следования общим критериям, обязательным для заинтересованных сторон, которые должны нести ответственность за свое поведение перед международным сообществом.

Может показаться, что такое представление об основах нового международного порядка было смутным и расплывчатым. Чисто прагматическая оценка отдельных событий как противоречащих концепции «великого проекта» могла породить скепсис относи­тельно надежд, связанных с замыслом Рузвельта. Но стратегичес­кие планы нельзя оценивать в краткосрочном масштабе времени, их следует оценивать в соответствие с их размахом в масштабе длительного времени. Таким образом, деятельность Рузвельта в Ялте была богата оттенками, но она была наполнена идеями, со­ставившими концепцию международного порядка, которая не­сколько десятилетий спустя получила важное подтверждение. Она предполагала перенесение политического и финансово-эко­номического центра тяжести мировой системы из Великобрита­нии в Соединенные Штаты. Кроме того, предполагалось приме­нять правила, которые через некоторое время могли бы помешать сохранению системы имперских преференций, что содействовало бы развитию процесса деколонизации и ослабило бы политичес­кую мощь стран, наиболее тесно связанных с Соединенными Штатами.

Это вело к ускорению развития начавшихся необратимых процессов и закладывало основы перехода к новой международ­ной системе, который должен был завершиться в пользу миропо­рядка, основанного на рыночной экономике. Не следует думать, что Рузвельт четко видел в Ялте все последствия своего генераль­ного плана, но необходимо помнить, что в Ялте он, единствен­ный из Большой тройки, выступал с предложениями, имевшими мировое значение, а не как защитник узких прагматических ин­тересов. Совпадение предложений Рузвельта, имевших глобаль­ное значение, с общими интересами Соединенных Штатов было связано с тем, что США, особенно в годы войны стали главной мировой державой, от решений которой зависело всеобщее буду­щее. В этом ключе следует рассматривать хронику работы Ялтин­ской конференции.

534