Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

на четырех принципах: 1) уважении территориальной целостнос-ти и суверенитета всех государств; 2) невмешательстве во внут-ренние дела других государств; 3) принципе «открытых дверей», то есть равенстве стран, в особенности в сфере норм, касающихся международной торговли; 4) отказе от осуществления изменений на Тихом океане насильственными способами.

Таким образом, выявилось определенное сближение позиций, к которому министр иностранных дел Мацуока относился глубо-ко враждебно. Сближение стало возможно, поскольку Мацуока не было в Японии в это время: он отправился с визитом в Герма-нию и остальную часть Европы. Но по возвращении он начал ме-нять параметры дипломатического диалога. Мацуока согласился с требованием (принятым и остальной частью японского прави-тельства) уточнить в ноте, направленной Вашингтону, японские позиции. Однако, он изменил первоначальные намерения и пре-вратил предложение соглашения относительно трактовки Трой-ственного пакта в обязательство не оказывать помощи даже това-рами державам, воюющим в Европе (то, что делали Соединенные Штаты в отношении Великобритании). Он также согласился из-менить характер урегулирования в Китае в более благоприятную для правительства Ван Цзинвэя сторону. Кроме того, он способ­ствовал провалу предложения о встрече Коноэ с Рузвельтом.

Хэлл потребовал от японцев представить правительственные предложения не потому, что он разделял многие идеи Номуры, но для того, чтобы убедиться в том, в какой степени тот обладает реальным влиянием и, кроме того, для того, чтобы выждать вре-мя, пока разногласия внутри японской олигархии не поставят в трудное положение группировку сторонников войны. Переговоры продолжились, однако в июне они зашли в тупик, поскольку Хэлл заявил, что никакое соглашение не будет возможно до тех пор, пока известные японские политические деятели будут связаны с политикой поддержки нацистской Германии (как это демонстри-ровал министр Мацуока, когда намечал путь к полномасштабному сотрудничеству с Германией).

Начало осуществления «плана Барбаросса» поставило японцев в новую ситуацию. Мацуока был настроен в пользу вмешатель-ства, которое, хотя и вступало в противоречие с только что заклю-ченным договором о нейтралитете, предусматривало нападение на Советский Союз. Верховное командование было, однако, на-строено отрицательно в отношении этой идеи. Столкновения предыдущих лет показали, что трудно одержать победу над рус-скими, ведя военные действия со столь отдаленных баз на азиат-ской территории и не имея надежного тыла в Китае.

Глава 6. Глобальная война

449

Таким образом, была возобновлена уже известная дискуссия внутри японского правительства — о направлении, в котором следует осуществлять политику экспансии. Позиция Мацуоки потерпела поражение, и было решено, что окончательный выбор будет зависеть от хода немецких военных операций на русской территории. Было решено также, что японские вооруженные силы в Маньчжоу-Го будут усилены, но что они останутся в бое-вой готовности до того, пока военная ситуация в Европе не про-яснится (однако, несколько дней спустя было решено, что ника-кого вступления в войну с Советами не будет до 1942 г.). Тем временем была продолжена и усилена политика создания «сферы всеобщего сопроцветания» в Юго-Восточной Азии. 2 июля им-перская конференция, то есть заседание правительства в присут-ствии императора Хирохито, санкционировала это решение. Ма-цуока оказался в изоляции. 16 июля Коноэ подал в отставку с тем, чтобы сразу же после этого сформировать другое правитель-ство, в котором министерство иностранных дел планировалось отдать адмиралу Тойоде, в то время как генерал Тодзио остался во главе военного министерства.

В действительности, поражение Мацуоки не влекло за собой отказ от империалистической политики, а означало лишь попыт-ку сориентировать ее в менее опасном направлении, но отнюдь не в направлении, более приемлемом для Соединенных Штатов. Опираясь на военные базы, захваченные в 1940 г., японцы на этот раз оказали решительное давление на правительство Виши и предъявили ему ультиматум с требованием оккупации японскими войскми всего Индокитая, включая Сайгон. 24 июля адмирал Дарлан высказался за принятие этого решения в качестве «вре-менной меры для защиты Индокитая от голлистов, англичан и китайцев». В самом деле, благодаря точной информации, которой располагали американские секретные службы относительно дис­куссий внутри императорского кабинета Токио, Вашингтону было хорошо известно, что этот шаг имел целью дальнейшую экспан­сию Японии в направлении Сингапура с тем, чтобы нанести удар в наиболее уязвимом месте по британской торговле на Тихом океане и сделать Японию арбитром ситуации во всей Юго-Вос-точной Азии.

Контрмеры не заставили себя ждать. 21 июля британское и американское правительства приняли решение о замораживании всех японских кредитов, фактически объявив полное эмбарго на японскую внешнюю торговлю. 28 июля Великобритания и гол-ландское правительство, находившееся в изгнании в Лондоне, де-нонсировали соответствующие торговые договоры с Японией.

450