Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

рочную капитуляцию» противника. Это стало предметом тайных переговоров на протяжении всей работы конференции (а также и раньше, при подготовке проектов перемирия, которые могли бы быть предложены тем, кто его запросит). Тем не менее, публич-ное заявление о достигнутом согласии было неожиданностью для Черчилля, которому пришлось сделать хорошую мину при пло-хой игре и согласиться с формулировками, хотя их содержание было недостаточно четко прописано. На требование разъяснений Рузвельт ответил, что побежденные должны будут передать себя в руки победителей, которым в будущем будет принадлежать пол-нота власти в поверженных странах. В формулировках было мно-го неясного и двойственного, поэтому требовалось обсуждение содержания каждой формулировки в отдельности.

Но в то же время большое значение имело заявление о гаран-тиях Советскому Союзу, что, несмотря на все задержки с откры­тием второго фронта, сепаратный мир с Германией заключен не будет и что условия ее капитуляции будут несомненно согласованы с СССР, также как условия капитуляции Японии. В действитель-ности, за исключением Германии, перемирия, заключавшиеся с побежденными странами, никогда не предусматривали «безогово-рочную капитуляцию».

6.6. Падение Муссолини и перемирие с Италией

6.6.1. Высадка союзников в Италии

Италия быстрее других стран почувствовала военные и поли-тические последствия войны, поскольку она всегда была наибо-лее слабым звеном нацистской системы. К тому же, Италия в особенности, если учесть ее географическое положение, находи-лась под угрозой нападения союзников. Гибельное отступление по североафриканскому побережью - а Муссолини мечтал войти в Александрию с триумфом как победитель, - безжалостно обна-жило и ранее известную истину, что Италия не была готова к конфликту мирового масштаба. Возможно, она не была бы готова даже в том случае, если бы война началась в 1942 г., потому что поражение стало результатом не случайных неудач, а структурных изъянов, которые нельзя было устранить второпях.

После капитуляции в Тунисе 10 мая 1943 г. стало ясно, что итальянцы, изгнанные из Африки, будут первыми, кто подверг-нется вторжению союзников более того, что итальянская опера-ция союзников не будет разделена на два отдельных фронта, а будет общим англо-американским выступлением под командова-

Глава 6. Глобальная война

479

нием генерала Эйзенхауэра, назначенного верховным главноко­мандующим союзными армиями.

В действительности это совпадение было скорее результатом сложившихся обстоятельств, а не стратегических расчетов. Союз­ники были ослаблены в большей мере, чем было предусмотрено операцией «Торч». Подспудное недовольство, существовавшее в Италии с первых месяцев войны, свидетельствовало о настроени-ях в правящей верхушке, склонной к заключению сепаратного мира. Осенью 1942 г. они превратились в мощное политико-дип-ломатическое течение. Почти все высшее политическое руковод-ство Италии стремилось установить контакты с представителями дипломатического и финансового мира, а также армии союзни-ков, чтобы сообщить о растущем недовольстве, разделявшем Муссолини и общественное мнение страны и, в еще большей мере, что и правящие круги спешили отмежеваться от дуче.

Хотя в стране не существовало открытого движения за демо-кратическое возрождение, но и королевский двор, и ряд крупных промышленников, дипломатов и высших офицеров и даже от-дельные видные руководители фашистской партии заявляли о своем намерении сместить Муссолини, и тем самым открыть путь к перемирию и сепаратному миру вплоть до перехода на сторону союзников. Эти настроения достигли апогея, когда их выразителем стал маршал Пьетро Бадольо, в прошлом командую­щий генеральным штабом итальянских вооруженных сил, близ­кий соратник Муссолини и, что еще важнее, имевший репутацию человека, очень близкого к королю Виктору Эммануилу III, за которым оставалось принятие окончательных решений. Эти фак-ты свидетельствовали о том, что Италия была близка к краху и что ее высшее руководство пыталось выйти из войны с наимень-шими потерями, сделав Бенито Муссолини единственным винов-ником политической стратегии 1939-1940 гг. (что, возможно, и было верно, хотя энтузиазм, с которым фашистские иерархи и многие итальянцы приветствовали победы Германии, говорит об обратном).

6.6.2. НА ПУТИ К ПАДЕНИЮ ФАШИСТСКОГО РЕЖИМА

На конференции в Касабланке Черчилль и Рузвельт обсуждали вопрос о продолжении операций в Средиземноморье и решили готовиться к высадке десанта на Сицилии, не касаясь послед-ствий подобной акции. Кроме того, сама формулировка о «безого-ворочной капитуляции» ослабляла давление, оказываемое на Муссолини, поскольку, казалось, ставила под вопрос не только

480