Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

гическим соображениям, поскольку французский генеральный штаб был подготовлен к оборонительной, а не к молниеносной войне. Они не сделали этого и потому, что у них не было воз-можности действовать своевременно. В соответствии с франко-польскими военными протоколами французские войска должны были начать военные операции 19 сентября. К этой дате не толь-ко состоялось советское вмешательство в дела Польши, но и Польша в целом уже потерпела поражение. Кратковременные операции, длившиеся неделю, с 6 по 12 сентября, против «линии Зигфрида», расположенной вдоль франко-германской границы, были отражены сопротивлением немцев, заставившим генерала Гамелена прекратить попытки наступления. Не были даже ис­пользованы военно-воздушные силы, поскольку Чемберлен хотел избежать ответных действий против английских предприятий, ра-ботавших в полную силу, и полагал, что (как он говорил Даладье) «Польша потеряна в любом случае». Только на море происходили более заметные столкновения, связанные с ответом немцев на объявление Францией и Англией блокады Германии. Однако и в этой области военные операции никогда не выходили за опреде-ленные пределы. Эти пределы были обусловлены нежеланием немцев совершить в тот момент что-либо непоправимое до того, как будет разыграна последняя дипломатическая карта. Посколь-ку конфликт был ограничен кругом нескольких держав и прак-тически - территорией Польши, постольку этот путь оставался открытым.

Такой была обстановка, в которой Гитлер провозгласил 6 ок-тября 1939 г. «мирное наступление». Он сделал это в своей про-должительной речи в рейхстаге, во время которой — после пре-вознесения немецкой победы в Польше - он начал развивать, как будто бы за это время ничего не произошло, свою аргумента-цию, обращенную к западным державам. Конфликт возник из-за польского вопроса. Теперь польский вопрос решен, и Германия склонна поддерживать воссоздание польского государства при ус­ловии, что оно даст гарантии того, что не станет центром интриг, направленных против Германии и СССР. Германии нечего тре-бовать от западных держав, она заботится лишь о формировании стабильного мира. Гитлер заверял, что он не хочет других изме-нений на политической карте Европы. Да, он требовал возврата колоний, но не делал из этого ультимативного условия. Он выс-казал пожелание созыва экономической конференции по рекон-струкции и стабилизации в Европе и предложил, чтобы все это было обсуждено на конференции великих европейских держав. В противном случае Германия продолжит войну до конца и все-ми имеющимися у нее средствами.

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

337

Эта речь стала важным эпизодом в деятельности Гитлера. Она поставила перед странами-противниками главные проблемы. Хотя его предложение носило откровенно провокационный характер, оно не может рассматриваться в отрыве от общей стратегической и программной концепции Гитлера - концепции, которая уже на­чинала превалировать над соображениями чисто военного характе­ра. В соответствии с этой концепцией Великобритания являлась главным противником Германии до тех пор, пока она оставалась во главе громадной империи и могла располагать таким резервным стратегическим арсеналом, как Соединенные Штаты.

Если бы Великобритания пошла на сближение с Германией, смирившись, в силу обстоятельств, с уменьшением своих разме­ров и сотрудничая с Германией в построении новой мировой си­стемы, основанной на возвращении немецкой стороной колоний, утраченных после Первой мировой войны, Гитлер охотно вернул­ся бы к своей главной идее. А она предусматривала поиск жиз­ненного пространства для Германии на Востоке и, следовательно, как сотрудничество с Польшей (которое Гитлер предложил, как он считал, убедительным образом в период, предшествовавший кризису), так и отказ от германо-советского пакта и быстрое на­чало кампании против Советского Союза. Мир, таким образом, был бы переустроен именно за счет Советского Союза, являвше­гося, с точки зрения Гитлера, хрупким колоссом, которому угро­жали этнические различия и неустойчивая ситуация в структурах власти внутри страны. В контексте такого переустройства и Вели­кобритания могла сохранить свою значительную роль, конечно, более важную, чем Франция; Франции в планах Гитлера предназ­началась роль союзника, подчиненного Германии.

В этой концепции война против Польши действительно пред­ставляла собой только некую интермедию, позволившую Герма­нии продемонстрировать всю свою военную мощь и показавшую со всей очевидностью агрессивность, но одновременно и полити­ческую, и военную слабость СССР. Эту интермедию можно было завершить; в октябре дискурс, поставленный под сомнение в августе, мог быть возобновлен так, как будто бы ничего не про­изошло, или, точнее, произошли только события, сделавшие Гер­манию вершителем судеб в Центральной Европе. Британские ин­тересы, по логике гитлеровской концепции, не были затронуты, в то время как Германия стала более сильной для того, чтобы на­стаивать на принятии общего компромисса (который много раз вырисовывался в неформальных переговорах, проходивших меж­ду двумя правительствами после Мюнхена) как по колониальной проблеме, так и в экономической области.

338