Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

изменить сложившееся положение вещей по другим направлени-ям, обратились к своему потенциальному и неизбежному врагу. Подписать соглашение с немцами после «хрустальной ночи» означало закрыть глаза на то, что реально представлял собой на-цизм, который определял одновременно и внутреннюю, и вне-шнюю политику; проводить курс на соглашение с нацистами означало намеренно сохранять иллюзии, чтобы приобрести алиби перед лицом истории.

4.1.3. ДЕРЖАВЫ «ОСИ» И УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

В условиях, когда крупнейшие европейские державы оказа-лись бессильны либо даже парализованы, инициатива оказалась в руках Гитлера. Чтобы остановить фюрера, было недостаточно слабых поползновений Муссолини, который даже внешне не проявлял намерений что-либо предпринять, а, возможно, и не мог открыто выступить против нацистского лидера. Действитель-но, почему Италия должна была защищать такой порядок, кото-рый фашистское правительство никогда не принимало, а Франция и Великобритания способствовали его разрушению? Возможно иное отношение двух западных держав к Италии могло бы изме-нить позицию такого оппортуниста как Муссолини. Но не только англичане, но и французы предпочитали в тот момент политику заигрывания с нацизмом. Для самостоятельной итальянской по-зиции не было условий, пока не наступят серьезные перемены в международной ситуации.

Гитлер, как обычно, действовал цинично, неожиданно, совер-шенно свободно и ничем не гнушаясь. Он четко представлял те цели, которых хотел добиться - прежде всего, контроля над Центральной и Восточной Европой как предварительного усло-вия для своих дальнейших акций. Используемые им средства диктовались обстоятельствами, т.е. реакцией соответствующих стран на те или акции Германии.

Следующим этапом гитлеровской политики стала нормализа-ция отношений с Польшей. Ее смысл оставался неясным до вес-ны 1939 г. Подобные замыслы Гитлер лелеял еще с 1934-1935 гг. Он неоднократно в доверительных беседах излагал их Герингу, а с 1935 г. и в дальнейшем о них говорили представители Гитлера в Польше как маршалу Пилсудскому, так и полковнику Беку. Суть этих замыслов состояла в тесном сотрудничестве Германии и Польши в войне против исторического противника - Советского Союза. В этой войне Польша играла бы роль младшего союзника

Глава 4. Накануне войны

271

или сателлита Германии, получив, таким образом, возможность осуществить экспансию на восток в направлении Украины.

Все эти планы приобрели более четкие черты с 1936 г., когда встал вопрос об образовании «крупных замкнутых торгово-эконо-мических блоков» или «обширных пространств», самообеспечен-ных стратегическими ресурсами, когда формировалась экономи-ческая политика автаркии в ревизионистских странах Европы и на Дальнем Востоке в Японии. В более широкой перспективе это можно рассматривать как попытку противопоставить мировым империалистическим системам, либо нарождающимся сверхдер-жавам — советской и американской — однородные политические союзы столь же масштабные, сколь и обеспеченные ресурсами, чтобы выдержать соревнование, принявшее глобальный характер, к которому отдельные европейские государства не были готовы.

Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 г. и последующее включение в него Италии (6 ноября 1937 г.) указывают направле-ние развития. Это развитие приобрело антибританский характер после отказа Великобритании принять предложение общего союза, сделанное фон Риббентропом; оно качественно изменило поли-тические союзы; оно приобрело также антифранцузский харак-тер, при этом приходилось признать, что Франция стала одной из жертв нарушения равновесия. Оно носило также и антисоветский характер, поскольку Советский Союз был врагом, с которым над-лежало сражаться, и географическим регионом, включавшим то «жизненное пространство», которое следовало освоить в соответ-ствии с гитлеровскими концепциями. Как отмечает Хильгрубер, только отказ Японии летом 1939 г. открыто присоединиться к си-стеме, враждебной Великобритании в мировом масштабе, предот-вратил соединение различных «пространств» в единое целое. Но этот отказ не помешал Гитлеру попытаться осуществить свои за-мыслы в Европе, по возможности, при сотрудничестве с Польшей.

Польша придерживалась принципа приспособления к новой ситуации. Когда Муссолини в ноябре 1936 г. объявил о создании «Оси Рим-Берлин», полковник Бек попытался сместить точки опоры этой политической конструкции, высказав идею «попереч-ной» оси, которая проходила бы через Польшу, Венгрию и Юго­славию, включала бы Италию и могла бы служить сдерживающим фактором в отношении германского давления (иначе говоря, созда-ние блока «от моря до моря», от Балтийского до Средиземного). Но эти цели предполагали территориальный континиум между Польшей и Венгрией и, к тому же, не учитывали приоритет, кото-рый Германия приобрела в ревизионистской политике Муссолини.

272