Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 511

«дискредитировал» себя и несли наибольшую ответственность за проведение профашистской политики, включая Миколайчика.

В этих условиях визит в Москву был бесполезным и унизи-тельным для польского политика, который предпринял его под давлением Рузвельта и Черчилля. 3 августа, в то время как в Вар-шаве бушевало восстание, Миколайчик встретился в Москве со Сталиным. Он попросил срочно оказать помощь, но Сталин уклон-чиво ответил, что ему ничего неизвестно о том, что происходит в Варшаве и поэтому он не может взять на себя никаких обяза-тельств. Для Сталина было важно, чтобы Миколайчик принял его политические и территориальные условия, остальное предстояло обсудить с Комитетом национального освобождения во главе с Бо-леславом Берутом, преданным исполнителем советских приказов. 9 августа Сталин снова встретился с польским министром и обещал ему, что изучит возможности помочь повстанцам, кото-рые тем временем героически боролись за освобождение Варша-вы. Несколько дней спустя Сталин пришел к выводу: восстание возглавляли антисоветские элементы, и оно не заслуживало ника-кой помощи. Сталин сделал такой вывод, увидев равнодушие Рузвельта и Черчилля к польской проблеме, которое проявилось на конференции в Тегеране. К тому же, Сталин знал, что накану-не выборов Рузвельт менее чем когда-либо сможет произнести хоть слово правды о том, что происходило в Польше, где народ, мученик войны, претерпевал испытания и бесчисленные преда-тельства, будучи заложником политики великих держав.

Только в сентябре Сталин позволил использовать советские базы для помощи повстанцам. Между тем советские войска уже приближались к варшавскому предместью - Праге и 15 сентября вошли в него. В то же время они оставались на подступах к Вар-шаве до тех пор, пока 3 октября польские повстанцы вынуждены были капитулировать перед немцами, теми самыми немцами, ко-торые теперь под напором Красной армии готовились оставить столицу Польши. Конечно, американцы и англичане сознавали свою ответственность. В те же самые месяцы они полностью были заняты выполнением первого этапа операций во Франции. Хотя действия Советов были законными и рассчитанными, они нанесли новую, еще более глубокую травму союзническим отно-шениям. Черчилль настаивал на организации новой встречи в верхах, но Рузвельт не хотел этого (как по дипломатическим со-ображениям, так и ввиду предстоявших выборов).

Едва завершился варшавский казус, как начался румынский, также вызвавший новую волну взаимных недопониманий. С лета 1943 г. румыны (которые были задействованы в войне только на

512

Часть 2. Вторая мировая война

советском фронте) начали зондировать возможность заключения сепаратного мира. Жесткий контроль со стороны Германии и судьба Северной Италии должны были убедить их, что добивать-ся этого нецелесообразно. Между тем, в августе 1944 г. Советы успешно провели грандиозное наступление на центральном фронте. Вскоре они неожиданно начали массированное наступле-ние по всему 600-километровому фронту, который включал весь Балкано-Дунайский регион и приближался, прежде всего, к тер-ритории Румынии. Ситуация вынуждала короля искать пути спа-сения монархии. 23 августа он приказал арестовать румынского «дуче» маршала Иона Антонеску и сменить его правительство но­вым кабинетом, в который бы входили представители политичес­ких сил, еще остававшихся в Румынии.

Как и в Италии, во главе правительства король поставил пре-данного ему генерала Константина Сэнетеску, окружив его ми-нистрами без портфеля, среди которых выделялись глава нацио­нальной крестьянской партии Юлиу Маниу, лидер либеральной партии Константин Брэтиану и лидер социал-демократической партии Титель Петреску. Представителя небольшой коммунисти-ческой партии Румынии также включили в новое правительство, первоочередной задачей которого было просить Москву немед-ленно подписать перемирие. Реакция Советов была ободряю­щей: 25 августа пришло сообщение о благосклонном отношении Москвы.

Однако соглашение о капитуляции Румынии было подписано только 12 сентября, после того, как англо-американцы высказали свое одобрение и пожелание, чтобы в Румынии была создана Со­юзная контрольная комиссия, аналогичная той, что в свое время была сформирована в Италии. Замысел совпадал по форме, но не по содержанию: Советы намеревались взять на себя в Румынии те же функции, которые западные союзники осуществляли в Италии. Они заняли всю территорию Румынии и установили там жесткий контроль, к которому ради проформы был сначала допу-щен представитель Англии, а затем и США, прибывший в Буха-рест. Советский представитель генерал Виноградов иницировал первую смену правительственного кабинета, изгнав из него в сре-дине октября Маниу и Брэтиану, вместо них в правительство были включены деятели, не имевшие политического веса. Это было только начало прямого политического вмешательства, кото-рое в 1945 г. проявилось еще более ярко. Кроме того, эти собы-тия свидетельствовали о том, как трудно и сложно было союзни-кам выработать общую политическую линию.