Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

ского контрнаступления на Тихом океане. Однако в мае 1942 г. началось первое авиационно-морское сражение в Коралловом море, закончившееся безрезультатно. В начале июня авиационно-морским силам американцев удалось перекрыть дорогу мощному японскому флоту (86 военных кораблей, включая четыре авиа-носца), собиравшемуся овладеть архипелагом Мидуэй, и нанести ему тяжелое поражение, ставшее поворотным моментом в войне на океане. Все четыре японских авианосца были потоплены аме-риканской авиацией вместе с 300 самолетами ценою гораздо менее серьезных потерь. Признаки поворота появились также и в назем-ных операциях, когда американцы в начале августа высадились на острове Гуадалканал, в архипелаге Соломоновых островов. Это начало контрнаступления совпало с моментом, когда наступа-тельная способность японцев уже исчерпала себя. С сентября 1942 г. их войска были вынуждены ограничиваться передвижени-ями меньшего масштаба и оборонительными операциями. Гео-графическое расположение оккупированных территорий позволи-ло японцам удерживать значительную их часть до конца войны. Но все же осенью 1942 г. Вторая мировая война характеризова-лась, с точки зрения военных операций, исчерпанием наступа-тельной способности войск Тройственного пакта и очевидным проявлением кризиса «Оси», начавшегося с самого слабого фрон-та - итальянского. Война меняла свой характер. Угроза гегемо­нии авторитарных держав отдалялась.

6.5. Цели войны с точки зрения Соединенных Штатов, Великобритании и Советского Союза

6.5.1. КАКОВЫ БЫЛИ ЦЕЛИ ВОЙНЫ?

В конце 1941 г. войны, которые велись изолированно, объяв-ленные войны, скрытые конфликты - все они слились в одном глобальном столкновении, в котором отчетливо просматривались два противоположных фронта. Соединенные Штаты, Советский Союз и Великобритания были в центре антигитлеровского союза, поскольку именно они несли военный и экономический груз войны. Германия и Япония доминировали в блоке стран, развя-завших конфликт и провоцировавших его расширение. Но не-смотря на объявление войны Соединенным Штатам со стороны Германии и Италии, войны, которые вели две крупнейшие дер-жавы «нового порядка», оставались все-таки по существу изоли-рованными. Нападение японцев, которое могло бы заставить рус­ских воевать на два фронта, не состоялось, поскольку японцы не

Глава 6. Глобальная война

455

чувствовали себя способными его осуществить и поскольку про­яснения глубинных целей войны для соответствующих сторон еще не произошло. Три державы имели обширные ревизионист­ские планы, но не имели общего глобального проекта, способно­го сделать их борьбу единой. Только случайно война Германии и война Японии стали параллельными, и только слишком быстрое развитие натиска Германии создало общего врага: Соединенные Штаты. Германия могла вести с Соединенными Штатами только подводную войну, в то время как Япония не была способна и не намеревалась воевать против Советского Союза. Это существенное противоречие делало «фашистскую» коалицию весьма условной, и поэтому политические отношения внутри нее можно назвать слу­чайными.

С другой стороны, формирование большой антифашистской коалиции выдвигало очень важные дипломатические, политичес­кие и военные проблемы, а также порождало вопросы, от реше­ния которых зависело послевоенное устройство. С военной точки зрения главной проблемой все еще оставалась проблема объеди­нения и координации усилий в борьбе против врага. Борьба ве­лась на трех фронтах: советско-германском, североафриканском и восточноазиатском. К этому добавлялась война без границ, но полная коварства, — война с использованием морской авиации, которая с быстрым внедрением технологических инноваций при­обретет за несколько лет все более важное значение. Главная проблема состояла в том, чтобы трансформировать всю эту сово­купность изолированных войн с совершенно разными человечес­кими потерями в единую борьбу. Было ли это возможно? Где и как следовало вести совместную войну? Таким был первый воп­рос, вставший перед новой коалицией, образованной почти слу­чайно, но способной включить, помимо Великобритании, самые сильные державы мира.

Кроме того, наряду с военной проблемой, вставал вопрос по­литический: за какие другие общие цели, кроме победы над наци-фашистским империализмом, стоит сражаться, учитывая, что невозможно было представить себе, чтобы война такого мас­штаба могла свестись только к столкновению между соперничаю­щими империализмами? Это была проблема, которая, учитывая имевшиеся прецеденты, вызывала ряд вопросов огромной значи­мости, поскольку выявляла противоречия между принципами и интересами, между критериями державной политики и критерия­ми борьбы за достижение идеалов, зависевшей от самой обыкно­венной динамики войны и переплетавшейся с ней. Эти две сфе­ры деятельности или теоретического анализа нелегко разделить,

456