Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 79

тившая его в сентябре 1919 г., установила автономное «управле-ние» в качестве предпосылки для дальнейшей аннексии его Ита-лией, и откуда их требовалось выдворять силой, когда итальянское правительство захотело выполнить условия Рапалльского договора. Однако неустойчивость урегулирования с Фиуме делала ситуацию нестабильной. В Югославии были гораздо более серьезные внут-ренние проблемы и она не могла позволить себе иметь открытую рану на границе с Италией. Вопрос решился окончательно (на тот момент) с заключением Римского договора 24 января 1924 г., в соответствии с которым «свободное государство» Фиуме было разделено между Италией, получившей Фиуме, и Югославией, получившей бухту Сусак. В будущем конвенция должна была со-ответственно урегулировать экономические вопросы.

Так же, как и в отношении германской проблемы, победители выработали ряд противоречивых решений, не способных удовлет-ворить основные заинтересованные в данном случае стороны, воз-можно, за исключением Польши и Чехословакии. На Балканском полуострове победители заменили довоенный порядок системой отношений, которая непомерно преувеличивала роль Югославии и Румынии, не способных к самостоятельной консолидации и кроме того принесенные в жертву этому новому устройству государства были преисполнены обидами.

Разумеется, такое урегулирование разрушало военный союз, поскольку им была очень недовольна Италия, одна из двух держав, которая могла бы вместе с Францией способствовать большей стабильности нового устройства на Балканах. Но именно вслед-ствие разногласий по поводу Адриатики и той враждебности или безразличия, с какими рассматривались претензии Италии во время Парижской конференции, она оказалась в лагере недоволь-ных и потенциальных ревизионистов. Более того, ее подтолкнули к тому, чтобы она проводила на Балканах собственную политику, не учитывая французские интересы и часто, напротив, вступая с ними в противоречие. Компромисс 1920 г., который не признавал за ней все то, что гарантировал Лондонский договор, способство-вал нарастанию волны национализма, приведшей к власти фа-шизм. Муссолини впоследствии превратил ревизионизм в одно из знамен своей внешней политики. Так вырисовался еще один элемент нестабильности в регионе, который нуждался как раз в противоположном для достижения подлинного мира. Напротив, неудовлетворенность и разногласия, посеянные авторами догово-ров 1919-1920 гг., привели лишь к созданию ситуации постоян-ного потенциального конфликта.

80

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

1.7. Нормализация дипломатических отношений с СССР

1.7.1. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ

В 1922 г. все европейские правительства осознали, что попыт-ка воспрепятствовать созданию коммунистического и советского государства вместо царской империи провалилась. Это был тезис, отстаиваемый Ллойд Джорджем, вписывавшим его в свой проект, направленный на пересмотр важнейших проблем, оставшихся в наследство от мирных договоров. Результатом его воздействия было приглашение Советам прислать своего представителя (ми-нистра иностранных дел Чичерина) на Генуэзскую конференцию в мае 1922 г.

Советы также стали бо2лыпими реалистами, а именно - от-казались от немедленного осуществления проекта мировой рево­люции. Тяжелая болезнь, которая поразила Ленина в мае 1922 г. и привела к его смерти в январе 1924 г., положила начало жест-кому соперничеству за его наследство. Сталин, избранный Гене-ральным секретарем ЦК РКП (б) в 1922 г., используя личное и политическое соперничество, взял верх над представителями дру-гих партийных фракций. Он отстранил от власти (а в последую­щие годы и уничтожил физически) таких людей, как Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин. С самого начала Сталин был среди сторонников НЭП (новая экономическая политика). НЭП состо­яла по существу в замене принципа принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции на налог, оставлявший крестья-нам часть произведенного, которую они могли бы реализовывать, восстанавливая сельскохозяйственный «рынок». Однако, руковод-ствуясь прежде всего мощными националистическими импульса-ми, Сталин стал свертывать эту политику уже с 1924 г., когда его влияние становилось преобладающим. Сталин отстаивал и осу-ществлял концепцию о возможности осуществить социальную революцию в одной стране, СССР. При этом под социальной ре-волюцией понималось преобразование советской экономической системы в строго плановую экономику, в соответствии с последу-ющими пятилетними планами и ставящую своей целью быструю индустриализацию, которая изменила бы состав национального производства и уменьшила экономическое и политическое влияние крестьянского мира (в особенности, это касалось мелких собствен-ников, которых Сталин считал неминуемыми врагами револю­ции, подлежащих уничтожению как класса).