Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

зондажа в Риме и в Берлине, не имевшей никаких существенных результатов. Накануне возобновления военных действий на Западе в Рим прибыл Майрон Тэйлор, личный представитель Рузвельта при папе Пие XII. Он также, по договоренности с понтификом, попытался оказать сильный нажим на Муссолини. Дуче, однако, в этот момент следовал по своему пути, не обращая внимания даже на запоздалые предложения о сближении со стороны Фран-ции и мог лишь подчиняться германской инициативе. 31 марта он подготовил «секретнейшую памятную записку», в которой, под-тверждая, что предпочтительной целью для Италии остается ком-промиссный мир, утверждал:

«Италия не может остаться нейтральной на весь период войны, не отказавшись от своей роли, не дискредитировав себя, не сведя себя до уровня Швейцарии, умноженной на десять. Проблема со-стоит, следовательно, не в том, чтобы знать, вступит ли Италия в войну; речь идет только о том, чтобы знать, когда это произойдет и как; речь идет о том, чтобы, сохранив честь и достоинство, как можно дольше оттянуть момент нашего вступления в войну».

Когда начались военные действия, и были захвачены Нидер-ланды, Бельгия и Франция, стало ясно, что Муссолини оказался в драматической ситуации - перед необходимостью быстро при-нять решение о том, что он надеялся «отложить на возможно бо-лее длительный срок». Вся конструкция фашистской внешней политики была поставлена в зависимость от этого решения. Мус-солини надеялся, что серьезное сопротивление французов поможет ему выйти из затруднительной ситуации. Но вскоре стало очевид-но, что Франция не может противостоять напору немецкого на-ступления и что, следовательно, в континентальной Европе оста-лась единственным нейтральным государством Италия, союзница нацистской Германии. К тому же в Италии, как было известно, имелись антигерманские течения, не ускользавшие от внимания нацистов.

В этот момент Муссолини пришлось принять решение, став-шее уже неизбежным. 26 мая он сообщил военачальникам, что Италия вступит в войну в начале следующего месяца, вероятно, 5 июня. О краткой отсрочке попросил Гитлер. 10 июня Муссолини пригласил французского и британского послов для того, чтобы сообщить им о решении Италии. Сразу же после этого он обра-тился к толпе, собравшейся на площади Венеции, стремясь своей эмоциональной риторикой вызвать энтузиазм, который, по сути, был лишь поверхностным. За тонкой оболочкой надежды на по­беду скрывался страх, связанный с последствиями войны, кото-рая для Франции вскоре закончится, в то время как Италия будет

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

359

сражаться на других фронтах. Действительно, после заключения итало-французского перемирия 24 июня война продолжилась с Великобританией.

В данной связи следует отметить, что вступление Италии в конфликт привело к первому значительному увеличению протя-женности фронтов, которые до того дня были ограничены тер­риториями, прилежащими к Германии. То обстоятельство, что Италия являлась колониальной империей, расширяло границы столкновения до Балканского полуострова, Восточного Среди-земноморья и Африки. Поскольку Италия господствовала над Албанией, то с этого момента и Албания оказалась вовлеченной в войну, — не с соседними странами, а с далеким противником. Тем не менее, это был первый шаг в расширении конфликта на Балканы с перспективой его углубления. В Восточном Средизем-номорье обладание Додеканесом теоретически позволяло Италии угрожать британским позициям, хотя архипелаг и не был превра-щен в настоящую военную базу.

Более важными оказались последствия, прямые и косвенные, для Африки. Итальянские владения в Восточной Африке (Эфио­пия, Эритрея и Сомали) были окружены британскими и фран-цузскими колониями. Поэтому ситуация в Итальянской Восточной Африке заранее предопределялась трудностями коммуникаций, неизбежно осуществлявшихся через Суэц и Гибралтар, которые находились под британским контролем. Иной была ситуация в Ливии, граничившей на западе и на юге с колониями Франции, находившейся в кризисе. От них в краткосрочной перспективе не должно было исходить никакой опасности. Однако на востоке Ливия соседствовала с Египтом, теоретически нейтральным, одна-ко связанным с Великобританией договором 1936 г., позволявшим англичанам вести там военные действия. Таким образом, открыва-лось два фронта: Восточно-африканский, где судьба итальянских войск была предрешена (исключая случай появления каких-либо непредвиденных обстоятельств), и фронт между Египтом и Ливи-ей, которому в течение длительного времени суждено будет играть центральную роль в итальянской войне и в борьбе за превосходство в Средиземноморье.

Однако, вероятно, более важными, чем военные, были сред-несрочные и долгосрочные политические последствия, к которым привел конфликт. В самом деле, он выдвинул на первый план яв-ления и проблемы, остававшиеся до того момента латентными, поскольку заставил коренные народы в странах, уже охваченных влиятельными движениями за независимость, занять позицию в отношении своих естественных врагов, то есть колониальных

360