Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

затраты на вооружения. Чемберлен, хорошо знавший трудности германской экономики, понимал, в каком напряжении находится экономика рейха под бременем военных расходов. Однако тобы выстоять в этом соревновании, и Великобритании нужно было время. Политика компромисса обеспечивала выигрыш времени для подготовки к войне.

Хотя английские военные считали, что за исключением воен­но-воздушных сил, англо-французская коалиция в сентябре 1939 г. обладала превосходством над германскими вооруженными сила­ми, но Чемберлен как политик был убежден, что военных сил у Великобритании не достаточно для защиты англичан: «Сегодня война означает прямую угрозу для всех семей нашей страны, а потому мы должны спросить себя, является ли защита, которую мы в состоянии предложить им сегодня [...], столь же эффектив­ной, как та, что мы сможем предоставить им завтра». Военно-тех­нические проблемы переплетались с экономическими, и потому британские правители задавались вопросом, возможно ли отдать приоритет расходам на оборону по сравнению с задачей сохра­нить стабильность английской экономики.

Итак, глубокое обоснование политики «умиротворения» заклю­чалось в стремлении найти ответ на конфликты с помощью ком­промисса в экономической сфере, способного вывести Германию из «запертой клетки» автаркии, в которую она была заключена. Предполагалось, что она будет более склонна, получив уступки в колониальном вопросе, включиться в мировой рынок и тем са­мым решить свои внутренние проблемы. К тому же не следует забывать, что и в рейхе, по крайней мере, до Мюнхенской кон­ференции, милитаристские тенденции сосуществовали со склон­ностью к компромиссу, который позволил бы Германии смягчить напряженность в экономике внутри страны. Кроме того, необхо­димо учитывать общее международное положение. Как замечает Паола Брунду, Чемберлен сознавал, что не может рассчитывать ни на законных (Франция), ни на внушающих доверие (СССР) союзников в кризисной ситуации, которая может приобрести ха­рактер военного конфликта и внести необратимые изменения в международное положение Великобритании.

3.9.2. Вопрос о судетах

Комплекс причин толкал британского премьер-министра к компромиссу с Гитлером при условии, что тот не прибегнет в своей манере односторонних акций к агрессивной войне для ре­шения чехословацкого вопроса. Этот вопрос касался территории

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

251

Судет, обширного горного района вдоль всей западной границы Чехословакии, населенного преимущественно немецкоговорящи-ми жителями (всего около 3,5 млн человек). Согласно принципу самоопределения, закрепленному в 14 пунктах Вильсона, это насе-ление после падения Германской и Австро-Венгерской империй могло само решать свою судьбу. Между тем его представители, будучи представителями германского мира, потерпевшего пора-жение в Первой мировой войне, не были услышаны в Париже, так что Сен-Жерменский договор признавал создание Чехослова-кии в «исторических» границах Богемии–Моравии, Верхней Си-лезии и Словакии. Это означало также, что референдум в Судетах не проводился, и приоритетным считался критерий исторической принадлежности, что в любом случае укрепляло позиции Чехо-словакии, положение которой становилось более прочным благо-даря обладанию Судетами, ибо делало границы нового государства более надежными и безопасными в военном отношении.

Со времени победы нацизма в Германии прогерманское авто-номистское движение получило развитие на всей территории Су-дет. В 1932 г. Конрад Генлейн основал автономистскую партию, получившую название Судетонемецкая партия, которая была ле-гальной до 1937 г. Для смягчения усилившихся автономистских тенденций оказалось недостаточно участия представителей Судет в чехословацком парламенте и даже в правительстве. Когда нацис-ты смогли утвердить свое преобладание в этой этнической груп-пе, а международная ситуация предоставила им свободу дей­ствий, они снова выступили в защиту принципов, которые англо-саксонская политико-юридическая культура закрепила в качестве общих норм, но которые были приспособлены ими к требованиям гитлеровской политики.

Первые значительные выступления ирредентистского толка начались уже в конце 1937 г., но только после аншлюса Гитлер начал планомерно использовать партию Генлейна в качестве ин-струмента для подрыва чехословацкого государства. В соответ-ствии с развитием событий, четко скоординированных Гитлером и Генлейном, вопрос о Судетах сначала должен был быть постав­лен как выражение автономистских требований, которые прави-тельство Праги уже отвергло в прошлом, а затем постепенно, но быстро трансформироваться в требования автономии и, наконец, аннексии со стороны Германии. Другими словами, речь шла о том, чтобы заставить Европу свыкнуться с мыслью, что частичное расчленение Чехословакии (первый шаг к ее полному уничтоже-нию, согласно планам Гитлера,) является необходимым для со-хранения мира.

252