Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

137

Штаты. В действительности, это был призыв ко всем странам мира, чтобы каждая из них привела в порядок собственную эко-номическую систему, с целью последующего возобновления на новой основе международного финансового сотрудничества. Од-нако в тот момент слова Рузвельта являлась также выражением изоляционистских настроений и национального подхода к про-блемам. Впрочем, американский президент лишь адаптировался к тому, что уже имело место в действительности.

2.2.4. ЕВРОПЕЙСКИЙ И ЯПОНСКИЙ ОТВЕТ

В 1932 г. англичане приняли решение, имевшее, помимо эко-номического, большое политическое значение. Поскольку Лондон не мог больше считаться доминирующей площадкой международ-ных финансов, а фунт стерлингов был вынужденно девальвирован, решение состояло в поиске более ограниченной зоны влияния, практически сводившейся к Британской империи в новой форме Содружества, которую она принимала, и к странам, с ней связан-ным. Имперская конференция в Оттаве в августе 1932 г. утверди-ла ряд решений, принятых в предыдущие месяцы: о создании преференциальной зоны обмена, защищенной особыми тарифа-ми; о контроле за стоимостью фунта стерлингов с последующей корректировкой и без возвращения к «золотому стандарту»; о по-литике, направленной на оживление инвестиций в целях преодо-ления кризиса производства. С 1934 г. в Великобритании возобно-вился экономический рост, и экономика вернулась к довоенному уровню - чего с ней не случалось ранее, за исключением 1929 г. -ее рост был хотя и медленным, но достаточным.

Франция, защищенная финансовыми мерами, принятыми в 1925 г., и своими солидными золотыми запасами, вплоть до 1931 г. была едва затронута кризисом. В определенном смысле она даже извлекла из него выгоду, поскольку приостановка платежей по немецким репарациям (на которые она уже давно перестала рас­считывать) позволила ей без колебаний отвергнуть требование американцев о продолжении выплаты долга. Это решение было узаконено Лозаннской конференцией в 1932 г. В то же время французское правительство, которое могло рассчитывать на «зону франка» в границах своих имперских владений, столкнулось с го-раздо более сложной политической ситуацией по сравнению с Германией и Австрией. При этом оно стремилось расширить свое финансовое влияние и устранить последствия экономической де-стабилизации в европейском регионе, представлявшем собой наиболее сложное сочетание неустойчивости и двойственности -

138

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

в Дунайско-Балканском. Франция постаралась создать своего рода дунайскую зону свободного обмена, способную регулировать свою внешнюю торговлю благодаря стабилизационному валютному фонду, формируемому богатыми странами, что на деле в 1932 г. означало финансирование единственной страной - Францией.

Немецкий ответ на кризис был сконцентрирован на двух ос­новных моментах: дефляционной политике и строгом контроле за биржевыми операциями. Иными словами, создавалась система, в которой опасности рецессии компенсировались тенденциями к протекционистской защите внутреннего производства и внуши­тельного экспортного потока на Балканский полуостров на основе компенсационных принципов, делавших возможным сбыт товаров по отложенным платежаи, но способствовавших подъему герман­ской экономики и приемлемых для стран-клиентов. Позднее, после прихода Гитлера к власти, подъем экономики ориентиро­вался еще более на протекционизм, с акцентом на крупные про­граммы внутренних инвестиций в инфраструктуру и в военную промышленность. Это была политика, не лишенная риска, по­скольку в основе перестройки экономики лежало почти насиль­ственное изъятие внутренних ресурсов. Однако импульс этой поли­тики исходил от протекционистского выбора Соединенных Штатов, Великобритании и Франции. Она также вдохновлялась ревизио­нистскими замыслами Гитлера, и именно ими и определялась.

Что касается Италии, то в равной степени и ее экономичес­кий подъем достигался авторитарными методами, типичными для фашистского режима. Система биржевых операций была постав­лена под государственный контроль через создание Национально­го института внешней торговли (Istituto nazionale per i cambi con l’Estero), а проблему концентрации финансовых ресурсов должен был решить Итальянский институт движимого имущества (Istituto mobiliare italiano - IMI), в обязанности которого входил банков­ский контроль за инвестиционными капиталами. Наконец, глав­ная задача вновь созданного Института промышленной реконст­рукции (Istituto per la ricostruzione industriale - IRI), определялась как содействие возобновлению заблокированной экономической деятельности или облегчение положения предприятий, оказавших­ся в кризисе из-за рецессии. Однако ИРИ быстро превратился из инструмента спасения в инструмент автаркической экономичес­кой политики фашистского правительства. Когда он создавался в 1933 г., то рассматривался как временный институт, предназна­ченный для регулирования продаж частным лицам улучшенных им активов. В 1936 г. от этого пути отказались. «Банковский за­кон» запретил депозитным коммерческим банкам предоставлять